Кому выгодно, чтобы на Северном Кавказе по-прежнему уродовали девочек?
Скажете, такого нет и быть не может - не в Средние века живем. И ошибетесь. Практика эта по-прежнему распространена. И не только где-нибудь в Нигерии или Судане - в горных селениях российского Северного Кавказа это тоже применяется. Недавно появилась вторая публикация на эту тему.
По данным отчета, жертвами травмирующих манипуляций ежегодно становятся 1240 девочек от трех до 12 лет. Чаще всего это происходит в горных селениях Восточного Дагестана, зафиксированы случаи в Ингушетии и Чечне. Но они замалчиваются, и понятно почему. Операции эти обычно проводят матери, тети или бабушки маленьких мусульманок. А заявлять на них - значит, свидетельствовать перед прокуратурой против односельчан и ближайших родственников.
- В отличие от мужского обрезания никаких предписаний к операциям на женских половых органах нет и быть не может, - отмечает президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» и один из авторов отчета Саида Сиражудинова.
В самом «щадящем» варианте кончик клитора отрезают, прокалывают или удаляют закрывающую его кожную складку - «капюшон». Встречаются случаи полного удаления половых губ и головки клитора.
Операции часто проводятся нестерильными инструментами, а рану не дезинфицируют. «Делает кустарно, на дому, хозяйка дома. Ножницами отрезают маленький кусочек от клитора»; «Специальная женщина весной приезжала из гор в гости к кому-нибудь, и нас вели туда, заманивая подарками», - так описывают унизительную процедуру женщины.
Разумеется, это больно - манипуляции проводятся без анестезии. Они чреваты кровопотерей, инфекцией, осложнениями при родах. Месячные тоже становятся проблемой.
Что касается сексуальной жизни, то полноценное удовлетворение женщине становится недоступно. Впрочем, по мнению большинства опрошенных, это и есть главная цель операций. «Чтобы женщины не были, как проститутки, и до свадьбы не гуляли», «Так должны меньше гулять», «Чтобы клитор не вырос чрезмерно. Не мешал. Не цеплялся», - отвечали респонденты.
Председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев тоже высказался на эту деликатную тему. Он заявил, что ислам не предписывает подобные операции, но они необходимы, «чтобы разврата не было на земле». Муфтий подтвердил, что в некоторых селах Дагестана женское обрезание практикуется, и заявил, что обрезать следует всех гражданок, дабы «снизить их сексуальность».
Кстати, муфтия поддержал протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин. По его словам, традиция обрезания «освящена веками» и признается большинством женщин-мусульманок». Спасибо, что служитель культа не обрек на эту пытку православных женщин.
- Они и так не развратничают», - отметил он.
Попасть под статью
С тех пор прошло полтора года. Думаете, что-то изменилось?
- Даже те люди, которых в 2016 году поставили нос к носу с проблемой, сейчас будто забыли о ней, - сетует шеф-редактор портала «Даптар» Светлана Анохина. Девушка живет в Махачкале и отмечает, что даже среди ее знакомых много обрезанных женщин.
- Я выложила в «Фейсбуке*» скрины со страницы одной из самых влиятельных мусульманских газет в Дагестане «Нур-Ул Ислам», где четко написано, что надо обрезать, и это, в частности, повысит нравственность. В подтверждение этой мысли приводятся слова авторитетного в республике врача-сексопатолога Ахмеда Азизова - тот тоже уверяет в положительном значении обрезания, которое, по его словам, помогает «избежать фактора излишней возбудимости».
Если мусульманская газета прямо призывает обрезать девочкам кончик клитора, понятно, что ни о каком прекращении практики речи быть не может.
Два года назад я была ярой противницей вмешательства государства в этот вопрос, - продолжает Светлана. - Сейчас я думаю, что оно неизбежно и желательно. Нужна схема, которую мы уже разработали, - воздействие через Минздрав, распространение буклетов, листовок, которые должны быть в каждом отделении гинекологии, роддомах, районных больницах. Плюс строжайший приказ врачам докладывать о подобных случаях. И жесткая работа с духовенством. Издевательство над ребенком, не достигшим совершеннолетия, когда даже родители порой не в курсе, что с ним втайне сделали «доброжелатели», - вопрос не национальных традиций, религиозных обрядов и ритуалов, а уголовной ответственности.
Кстати
- По оценкам Фонда народонаселения ООН, в мире живут около 200 миллионов женщин, ставших жертвами калечащей практики. Скорее всего, эти цифры выше, поскольку не все пострадавшие признаются, что с ними сделали.
Дикость как она есть
Травмирующие операции на женских половых органах массово практикуют в африканских странах, в Индии, Индонезии, Малайзии, Пакистане, Шри-Ланке, Омане, ОАЭ, Йемене, Ираке, Иране, Палестине и Израиле. Случаи вмешательства отмечаются в Колумбии, Эквадоре, Панаме, Перу и в отдельных сообществах Грузии. В Египте женщинам проводят «фараоново обрезание»: половые губы убирают, после чего ткани зашивают, оставляя лишь маленькое отверстие. Пережившие такое часто проходят через повторные операции - для половых контактов и родов ткани разрезают. Иногда после рождения ребенка их могут вновь сшивать, и так несколько раз.
*Организация запрещена на территории РФ