Колумнист EG.RU Александр Слепаков рассказал, как «воюют» пассажиры верхних и нижних полок в поезде и при чем здесь министр путей сообщения
Настало лето, и многие поехали в отпуск. Кое-кто поехал на поезде. Не все в вагонах СВ, где нет верхних полок.
Вот сидит пассажир на нижней полке, а у него билет на верхнюю. Входит дама. Она налегке, без чемодана, который надо было бы прятать под нижнюю полку, поэтому пассажир не встает, а приветствует вошедшую пассажирку, только немного приподнявшись.
Она смотрит на него вопросительно-строго.
– Простите?
– Какое у вас место?
– Верхнее.
Пассажирка смотрит еще более пристально. Под таким взглядом пассажир чувствует себя неловко.
– Я бы хотела прилечь, – говорит пассажирка.
– Да, конечно, – пассажир встает.
Женщина садится. Появляется проводник, женщина заказывает себе чай. Пассажир тоже заказывает себе чай. Сидящие напротив парень с девушкой тоже заказывают себе чай.
У пассажира в руках книжка, которую он читал, когда пассажирка, имеющая место на нижней полке, вошла в купе. Он стоя читает книжку. Женщина сидит у окна, свою небольшую сумку она поставила на пол. Она ждет, когда проводник принесет чай.
Московское время десять часов тридцать минут. До конечной станции ехать три с половиной часа. Постояв некоторое время, пассажир машинально садится на пустое место возле двери, не прерывая чтения.
– Извините, – говорит пассажирка, – я бы хотела прилечь.
Девушка, сидящая напротив, немедленно садится ближе к парню, освобождая место рядом. Пассажирка не сводит пристально-ожидающего взгляда с пассажира, который уже не читает книжку, а смотрит на девушку, освободившую для него место, потом переводит взгляд на принципиальную пассажирку. Ее энергично вопросительный взгляд и его взгляд встречаются.
Вопросительное выражение ее взгляда усиливается. Пассажир – человек немолодой в отличие от пассажирки, он старше ее раза в три. Но он не старик, выглядит нормально, вполне в состоянии залезть на верхнюю полку.
– Извините и вы, – говорит наконец пассажир, – но ведь вы не будете пить чай лежа. Это и неудобно, и в конце концов опасно. Можно пролить его, если вагон качнется на ходу, обжечься...
– И? – не понимает пассажирка, к чему он клонит. Или делает вид, что не понимает. Скорее, второе: она хорошо одета, очки довольно дорогие, манеры вполне на уровне, вряд ли она не понимает.
– Я, сидя здесь, ничем вам не мешаю, – объясняет пассажир.
– Уж позвольте, – говорит пассажирка, – мне самой решать, мешаете вы мне или нет, сидя на моем месте.
– Что, по-вашему, я должен сделать? – спрашивает пассажир. – Пить чай и читать стоя?
– У вас есть свое место.
– Но сидеть и тем более пить чай, который сейчас принесут, я там не могу.
– Простите, но это ваша проблема, которую необязательно решать за мой счет! Есть разъяснение Министерства путей сообщения, вы не можете занимать часть моего места без моего разрешения.
– Тогда почему бы вам не дать разрешение?
– Потому, что я не обязана.
– Да, действительно, – кивнул пассажир и снова углубился в чтение.
– Пожалуйста, освободите мое место! – глаза пассажирки блестят из-под очков.
– Я не собираюсь следовать идиотским разъяснениям людей, которые сами в поезде никогда не ездили, – объяснил мужчина. – Давайте не будем ссориться, я выпью чай и полезу к себе, попробую поспать. А не получится, просто почитаю лежа.
Тут появился проводник, он принес четыре стакана, поставил на стол. Пассажир протянул приготовленный полтинник. Пассажирка – сотню. Проводник отдал ей полтинник пассажира, парень протянул сто рублей.
– Скажите, – обратилась пассажирка к проводнику, – ведь существует разъяснение, что нижняя полка для того, у кого билет, и пассажир с верхней полки не может тут сидеть.
– Да, – сказал проводник, – есть такое разъяснение.
– Тогда попросите пассажира занять его место.
– Я еще помню паровозы, – вдруг сказал пассажир с книжкой. – Никто из вас не помнит, а я отлично помню.
Проводник посмотрел на него удивленно.
– Судите сами, – продолжал пассажир. – Старые неписаные правила имели смысл. Пассажир с нижней полки имеет два сидячих места, которые он не занимает все время поездки. А пассажир сверху не имеет ни одного сидячего места и не может всю дорогу ехать лежа, потому что страна у нас большая. А билеты наверх и вниз ведь стоят одинаково. Поэтому пассажир снизу не возражал, если часть пути (днём в первую очередь) тот, кто сверху, сидел на его месте. Что за дурацкие новые правила?
Тут парень, сидящий напротив, принял участие в беседе.
– Все правильно, – сказал он. – Одно место нижнее, другое – верхнее. Одному неудобно лезть наверх, другому, что на его месте иногда кто-то сидит. Это логично. Так всегда было. А что за дебильное разъяснение?
– Разъяснение министра путей сообщения! – уже довольно громко сказала пассажирка в очках. – Его надо не обсуждать, а выполнять.
Проводник обернулся к пассажиру с книжкой.
– Женщина абсолютно права, – сказал он. – Разъяснение такое действительно есть. Я могу просить вас прямо с чаем полезть наверх. Но если вы откажетесь, я не имею никакого права заставлять вас. Применять к вам силу и так далее. Общественный порядок вы не нарушаете. Тут проводник не выдержал серьезного тона и широко заулыбался.
– Как это не нарушает, если он сидит на моем месте? – возмутилась пассажирка в очках.
– Он тихо сидит, – объяснил проводник, – не хамит, не матерится. Время дневное, спать вам не обязательно. А стоя пить чай правила безопасности запрещают. Тут проводник повернулся и ушел. Вот в принципе и все.
Справка
«Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается. Следовательно, право находиться на нижнем месте, оплаченном другим пассажиром, без его согласия у пассажира, имеющего проездной документ для следования на верхнем месте, отсутствует», – разъясняет РЖД.
«Если пассажир верхней полки по объективным причинам не может разместить свой багаж в верхнем багажном отделении, должен покормить ребенка или сам принять пищу, он может попросить проводника или начальника поезда временно разместить его на свободных нижних полках, которые имеются в вагоне. Однако их также придется освободить в момент посадки пассажиров с билетами на данные места», – сообщается компанией.
ОАО «РЖД» призвало пассажиров быть добрее друг к другу и относиться к попутчикам с уважением.