Невиновный Дмитрий Косяков уже 21 год надеется на справедливость
19-летнему Дмитрию Косякову и 18-летнему Ивану Очирову суд острова Занзибар за убийство 15-летнего Алексея Сотникова дал пожизненное заключение. Главным доказательством вины стали показания мальчика, который видел мотоцикл Косякова у дома убитого. Спустя 21 год мать Дмитрия обратилась к российской общественности с просьбой собрать миллион подписей, чтобы вытащить сына из тюрьмы.
На Занзибар Дима Косяков, Иван Очиров и Леша Сотников попали с родителями, которые приехали на остров по работе. Когда Алексей был найден дома мертвым со связанными руками, полиция Занзибара решила, что это сделали его друзья. Показания дал шестилетний мальчик, который видел рядом с домом мотоцикл Косякова, и Ирада Сотникова - она рассказала о ссоре парней. Как ни пытался наш МИД в 1997 году помочь в этом запутанном деле, ничего не вышло. И вот прошел 21 год.
- Об этой истории мне рассказала подруга, которая приехала на остров отдохнуть, - рассказала москвичка Лия Волянская. - Есть на Занзибаре гид Дмитрий Волшебник. Он - единственный человек, который может попасть к Косякову в тюрьму. При посещении отбирают все - фотоаппарат, расческу, деньги, продукты… С его слов, Очиров умер в камере несколько лет назад, а Дима еще жив. Своей вины он не признает. То, что, возможно, это было ритуальное убийство, почему-то никого не заинтересовало. Могло произойти и банальное ограбление - из дома исчезли 18 тысяч долларов… Сложно представить, через что прошел Косяков за 21 год тюрьмы.
Его били, кормили чечевицей, раз в месяц давали рыбу. Мама Дмитрия и отчим живут в России, они высылают по сто долларов, но ясно, что их ворует охрана. Со слов Волшебника, Дима потерял зубы, сгорбился, из его писем матери видно, что Дима уже теряет надежду. Он выжил лишь благодаря вере в Бога и любви к матери. Есть только один шанс: раз в год можно подать прошение о помиловании президенту Танзании. Для этого надо собрать миллион подписей. И мы с подругой обратились к Андрею Малахову, чтобы он эту историю рассказал всей России. Андрей сейчас делает все, чтобы мать Дмитрия смогла увидеть сына в тюрьме.
Помочь собрать подписи вызвалась и известная телеведущая Елена Ханга, отец которой был премьер-министром Танзании.
Белые - второй сорт
- Я прожил три года на Занзибаре и хорошо знаю историю Косякова, - поделился ди-джей Александр Шаман. - В том, что Дмитрий сидит в тюрьме, частично виноваты наши дипломаты - они не сделали все что возможно. Мне туземцы рассказывали: показания свидетелей не раз менялись, и это надо было использовать. К Дмитрию раз в месяц на один час ездят сотрудники нашего посольства, и больше никто ничего не делает.
Раньше на его содержание выделяли сто долларов российские власти, а сейчас и их нет… Убийства на Занзибаре происходят редко, в основном в результате разборок местных с европейцами. Если происходит межрасовый конфликт, сажают белого. Занзибарцы почти поголовно мусульмане, и у них не считается зазорным ограбить иноверца. Белые здесь - люди второго сорта. Из-за криминала я и уехал с острова, где держал свое кафе.
- Убийство Алексея могло быть делом рук местных?
- Мама убитого, Ирада Сотникова, работала гинекологом, делала аборты, которые в Танзании запрещены. Возможно, кто-то из местных решил ее покарать.
Сижу в Таиланде в темнице сырой
В 2017 году в заграничных тюрьмах томилось около 1500 наших соотечественников (без учета стран СНГ). Лидеры по печальной статистике представлены в таблице.
В начале 2000-х число сидельцев доходило до 3000, а с учетом стран СНГ - до 7000.
Чаще всего за решетку попадают россияне, нарушившие миграционное законодательство - например просрочившие визу. Скажем, в Индии такие получают год на нарах. Немало и тех, кто совершил мелкое хулиганство, что-нибудь украл, смошенничал, попался с небольшой дозой наркотиков. Есть и убийцы, а также вооруженные грабители. И, наконец, криминальная элита - международные преступники: продавцы и контрабандисты оружия, хакеры, поставщики крупных партий героина и кокаина.
Среди них отбывающие срок в тюрьмах США Виктор Бут, обвиненный в контрабанде оружия, и летчик Константин Ярошенко, которому власти США инкриминировали подготовку контрабанды кокаина.