«Холодная» война легендарного белого генерала
Если бы советская власть могла замолчать еще больше об этом человеке, она бы это сделала. Слишком неудобным был для нее генерал Марков, погибший вскоре после своего триумфа. Его не стало 25 июня 1918 года. О нем осталось минимум информации, и исследователям приходилось перелопачивать огромное количество архивов, чтобы найти хоть какие-то факты о Сергее Леонидовиче. Как жизнь, так и смерть его поспособствовали становлению и укреплению самого серьезного противостояния большевистскому движению в России.
Заветная цель
Известно, что родился будущий генерал 19 (7) июля 1878 года под Санкт-Петербургом в дворянской семье. Отец его служил офицером, женой стала княжна Марианна Путятина. Она родила Маркову двоих детей-погодков. По семейной традиции их назвали Леонидом и Марианной. После революции семью удалось спасти ивывезти в Бельгию в 1920 году.
Марковых окружали интереснейшие люди. Двоюродной сестрой Марианны Павловны была Елена Рерих, их семьи связывала тесная дружба.
Сергей не мыслил своей жизни вне служения Отечеству. Военная стезя была самым верным путем для этого. На нее-то он и ступил, сначала с отличием окончив в 1895 году кадетский корпус, а после артиллерийское училище.
Не останавливаясь на достигнутом, в 1901 году замахнулся на самостоятельное поступление в самое престижное для военного учреждение – Николаевскую академию Генштаба. Там, на Английской набережной Санкт-Петербурга, он сдал двойной (усложненный для соискателей без протекции) экзамен на поступление и прошел жесточайший конкурсный отбор с отличными результатами.
Крещение огнем
Через три года штабс-капитан Марков окончил обучение и попросился на Маньчжурский фронт. Шла Русско-японская война. Сергей Леонидович был переведен в китайский город Ляоян. Отсиживаться в тылу не пришлось. Настолько, что в 1904 году он написал семье письма, прощаясь с ними на случай его смерти в бою. Переживал о том, что с его смертью мать будет получать мизерную пенсию, просил присматривать за ней и поддержать брата Леонида.
Но судьба распорядилась иначе: выжить в той войне суждено было Сергею, а Леонид скончался от ран в лазарете Вильманстрандского полка. После была целая цепочка разных должностей и секретных заданий, написание книг и статей, преподавание нескольких военных дисциплин сразу в двух военных училищах. После серии изданных книг и учебников Марков стал преподавателем в той самой Николаевской академии, где сам и учился.
В начале Первой мировой Маркова отослали на Юго-Западный фронт, где после череды назначений на горячие должности он попал под командование генерал-майора Деникина. С этих пор Деникина и Маркова связывали тесное сотрудничество и дружба. Деникин даже представлял Маркова к генеральскому чину, но из-за молодости кандидата ходатайства неизменно отклонялись.
Февральская революция 1917 года застала его в Петрограде, а в марте он уже усмирял солдатский бунт в Брянске, где едва избежал самосуда как офицер.
Мятежники-патриоты
Когда Лавр Корнилов попытался поднять мятеж с целью не допустить в России власти большевиков, Сергей Леонидович всецело его поддержал. Мятеж был подавлен, Маркова арестовали в числе многих генералов и заключили в Быховскую тюрьму. Потом Временное правительство пало, а большевики просто забыли о том, что в Быхове содержится цвет царской армии.
Благодаря этому Верховный главнокомандующий Николай Духонин с помощью поддельных документов сумел организовать побег генералов из тюрьмы, где им грозила неминуемая смерть, пусть и отсроченная. Марков и Деникин добрались до Дона и начали работу по созданию Добровольческой армии.
Современники говорили, что Марков никогда не кланялся пулям, был фаталистом и считал: если кому-то предназначена пуля, то она все равно его найдет. Его белую папаху можно было видеть в самых горячих точках боя. Им восхищались добровольцы на передовой и слушали беспрекословно, поднимаясь по его слову в атаку под самым плотным огнем.
Но в памяти потомков самым ярким воспоминанием, связанным с именем Маркова, останется Кубанский поход, получивший название Ледяного. Тогда Добровольческая армия отступала от Ростова-на-Дону до Екатеринодара и потом снова дошла до Дона в районе Мечетинской и Егорлыцкой станиц. Собственно, «Ледяным походом» называют только один бой – взятие станицы Ново-Дмитриевская 15 марта 1918 года.
Невероятная победа
Войско под руководством Маркова сутки шло под дождем. Вода пропитала все, а потом ударил мороз. Температура резко опустилась до -20. Одежда превратилась в ледяную броню. И если в движении было еще как-то проще, то лежащих в телегах раненых приходилось освобождать из-подо льда с помощью штыков.
И вот в таких условиях промокшая, а потом промерзшая насквозь обессиленная голодная армия сумела форсировать стылую речку, в стоящей «колом» одежде ворваться в спящую станицу и выбить оттуда большевиков.
Позже Деникин вспоминал об этой битве: «Ледяной поход – слава Маркова и Офицерского полка, гордость Добровольческой армии и одно из самых ярких воспоминаний каждого первопоходника о минувших днях – не то были, не то сказки».
Меткое словцо
Есть еще одна версия того, почему поход именуют «Ледяным». В книге «Марков и марковцы» описывается встреча Маркова с медсестричкой сразу после битвы за Ново-Дмитриевскую. Якобы девушка метко назвала поход Ледяным, генерал поддакнул, название прижилось не только как характеристика боя 15 марта, но и как обозначение Первого Кубанского похода в целом.
Легенды о силе духа марковцев летели впереди них. Именно поэтому первопоходники впоследствии были ядром всех южнорусских белых воинских формирований. И хоть цель похода была в том, чтобы Добровольческая армия слилась с кубанскими «беляками», но результатом стало гораздо большее. Возрос авторитет и престиж Белой гвардии, армия начала прирастать новыми добровольцами и сочувствующими.
Генерал Марков погиб в бою. Его ранило гранатой, брошенной с большевистского бронепоезда, и спасти его не удалось. Как не удалось спасти от разорения большевиками и его могилу в Новочеркасске.
Но большевики не смогли стереть из памяти потомков легендарный Ледяной поход. И это не безукоризненно проведенная операция, вошедшая в учебники. Это торжество силы духа беззаветно преданных родине солдат и офицеров, вошедшее в историю.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов