Как наши деревянные самолеты сломали хребет люфтваффе
О героизме советского народа в Великой Отечественной войне судят в основном по подвигам бойцов и тех, кто вкалывал в тылу. Но часто забывают о нашей военной технике, которая по многим характеристикам уступала вражеской, однако с честью выполняла возложенные на нее задачи. Сегодня мало кто может представить, что истребительная авиация РККА в большинстве своем была… деревянной.
Шарашкина контора
После Первой мировой войны в Европе и США началось бурное развитие гражданской и военной авиации. Ежегодно появлялись десятки различных образцов новых самолетов, которые становились все более быстрыми и маневренными.
Первое серьезное противостояние новых типов самолетов произошло во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 годы), когда в республиканской армии воевали советские истребители И-15 «Бис» и И-16, а в армии Франко были представлены 27 типов истребителей, выпущенных практически во всех странах Европы.
С подавляющим большинством истребителей противника советские асы на относительно быстроходных И-15 «Бис» (максимальная скорость до 379 км/час) и сверхскоростных И-16 (до 463 км/час) справлялись без особого труда. Но появление сверхсовременных цельнометаллических немецких «Мессершмиттов -109» полностью уничтожило республиканское преимущество в воздухе и стало одной из причин поражения социалистов в этой войне.
Шок Сталина был настолько велик, что он отдал приказ незамедлительно открыть новые конструкторские бюро, которые должны были проектировать отвечающие всем требованиям современного боя истребители, бомбардировщики и штурмовики. Именно это спасло жизни сотен известных конструкторов, которые с 1937-1938 годов «гнили» в лагерях.
Для осужденных инженеров создали охраняемые конструкторские бюро, получившие названия «шарашка» или «шарашкина контора». В одной из таких шарашек работал Сергей Королев, который через 20 с небольшим лет вывел человечество в космос.
Голь на выдумки хитра
Активная работа соскучившихся по изобретательству инженеров практически сразу начала давать результаты. Но главной проблемой стала нехватка дефицитного дюралюминия, из которого нужно было строить фюзеляж и крылья самолетов.
Даже несмотря на то, что в предвоенные годы на развитие авиации расходовалось более 40 % военного бюджета Страны Советов, денег на закупки импортных составляющих категорически не хватало, поэтому требовалось срочно найти выход из сложившейся ситуации.
Как всегда, на помощь пришла легендарная русская смекалка. Конструкторы предложили строить истребители из дельта-древесины, или лигнофоля. Говоря проще, это обычная ДСП-10, в которой тонкие древесные листы пропитывались смолой и в горячем виде прессовались под высоким давлением.
Изготавливать из такого материала бомбардировщики было нельзя. А для истребителей он подходил практически идеально, значительно удешевляя и облегчая конструкцию. Самолет имел возможность развивать более высокую скорость и брать на борт большее количество боеприпасов. Правда, и становился более уязвимым перед пулеметно-пушечным огнем врага.
Легендарный Як-1 Александра Яковлева имел лишь сварную металлическую раму, а самолет Семена Лавочкина ЛаГГ-3 состоял из древесины от носа до хвоста.
Русские березки
Как это ни удивительно звучит, но использование для строительства отечественных истребителей дельта-древесины сыграло важнейшую роль в первые месяцы войны, позволив в кратчайшие сроки восстановить потерянный советский авиапарк.
Стремительное наступление немцев лишило советскую промышленность основных запасов дюралюминия, зато березового шпона в Сибири и на Урале было более чем достаточно.
Кстати, большинство захваченных фашистами на западных аэродромах советских истребителей так больше и не взлетали. «Разумные» и «цивилизованные» немцы не могли понять, как можно летать на деревянных самолетах, в кабину которых боялись садиться даже самые опытные асы люфтваффе.
Новые деревянные истребители поставлялись фронту с фантастической скоростью, их себестоимость была очень невысокой. О чем говорить, если десятки колхозников позволяли себе на собранные сбережения купить самолет и подарить его фронту! А известный экстрасенс Вольф Мессинг передал советским летчикам сразу два истребителя.
Только в 1944 году новая модель истребителя Лавочкина Ла-7 получила цельнометаллические крылья. Фюзеляж, включая кабину пилота, так и остался полностью деревянным, а летчикам приходилось просто подкладывать под свои сиденья бронированные листы.
Именно на таком деревянном Ла-7 большую часть войны пролетал лучший советский ас Иван Кожедуб. На его личном счету оказалось 62 сбитых фашистских самолета.
Истребитель Ла-7 Кожедуба, являющийся изюминкой экспозиции музея ВВС в подмосковном Монине, может увидеть каждый желающий. Если повезет, смотрители разрешат даже прикоснуться к его покрытому звездами фюзеляжу, который сделан из обычной русской березы.
Конечно, великую Победу приближали и отлично бронированные штурмовики Ил-2, и различные типы бомбардировщиков, и поставлявшиеся по ленд-лизу американские истребители «Аэрокобра». Но именно изготовленные из дерева истребители Яковлева и Лавочкина стали неоспоримым аргументом русских, сумевшим переломить ход самой страшной в мире войны.