Как наши деревянные самолеты сломали хребет люфтваффе

Полностью изготовленный из дерева советский истребитель ЛаГГ-3 (Ла-3). Источник: wikimedia.org
Полностью изготовленный из дерева советский истребитель ЛаГГ-3 (Ла-3). Источник: wikimedia.org
Фашистам в голову не могло прийти, что русские умеют не только варить каши из топора, но и делать истребители из тонких березок

О героизме советского народа в Великой Отечественной войне судят в основном по подвигам бойцов и тех, кто вкалывал в тылу. Но часто забывают о нашей военной технике, которая по многим характеристикам уступала вражеской, однако с честью выполняла возложенные на нее задачи. Сегодня мало кто может представить, что истребительная авиация РККА в большинстве своем была… деревянной.

Шарашкина контора

После Первой мировой войны в Европе и США началось бурное развитие гражданской и военной авиации. Ежегодно появлялись десятки различных образцов новых самолетов, которые становились все более быстрыми и маневренными.

Советский истребитель И-15 «Бис». Источник: flickr.com
Советский истребитель И-15 «Бис». Источник: flickr.com

Первое серьезное противостояние новых типов самолетов произошло во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 годы), когда в республиканской армии воевали советские истребители И-15 «Бис» и И-16, а в армии Франко были представлены 27 типов истребителей, выпущенных практически во всех странах Европы.

Звено истребителей И-16. Источник: flickr.com
Звено истребителей И-16. Источник: flickr.com

С подавляющим большинством истребителей противника советские асы на относительно быстроходных И-15 «Бис» (максимальная скорость до 379 км/час) и сверхскоростных И-16 (до 463 км/час) справлялись без особого труда. Но появление сверхсовременных цельнометаллических немецких «Мессершмиттов -109» полностью уничтожило республиканское преимущество в воздухе и стало одной из причин поражения социалистов в этой войне.

Немецкий «Мессершмитт-109». Источник: wikipedia.org
Немецкий «Мессершмитт-109». Источник: wikipedia.org

Шок Сталина был настолько велик, что он отдал приказ незамедлительно открыть новые конструкторские бюро, которые должны были проектировать отвечающие всем требованиям современного боя истребители, бомбардировщики и штурмовики. Именно это спасло жизни сотен известных конструкторов, которые с 1937-1938 годов «гнили» в лагерях.

Для осужденных инженеров создали охраняемые конструкторские бюро, получившие названия «шарашка» или «шарашкина контора». В одной из таких шарашек работал Сергей Королев, который через 20 с небольшим лет вывел человечество в космос.

Голь на выдумки хитра

Активная работа соскучившихся по изобретательству инженеров практически сразу начала давать результаты. Но главной проблемой стала нехватка дефицитного дюралюминия, из которого нужно было строить фюзеляж и крылья самолетов.

Даже несмотря на то, что в предвоенные годы на развитие авиации расходовалось более 40 % военного бюджета Страны Советов, денег на закупки импортных составляющих категорически не хватало, поэтому требовалось срочно найти выход из сложившейся ситуации.

Как всегда, на помощь пришла легендарная русская смекалка. Конструкторы предложили строить истребители из дельта-древесины, или лигнофоля. Говоря проще, это обычная ДСП-10, в которой тонкие древесные листы пропитывались смолой и в горячем виде прессовались под высоким давлением.

Имеющий металлический каркас деревянный истребитель Як-1. Источник: wikipedia.org
Имеющий металлический каркас деревянный истребитель Як-1. Источник: wikipedia.org

Изготавливать из такого материала бомбардировщики было нельзя. А для истребителей он подходил практически идеально, значительно удешевляя и облегчая конструкцию. Самолет имел возможность развивать более высокую скорость и брать на борт большее количество боеприпасов. Правда, и становился более уязвимым перед пулеметно-пушечным огнем врага.

Легендарный Як-1 Александра Яковлева имел лишь сварную металлическую раму, а самолет Семена Лавочкина ЛаГГ-3 состоял из древесины от носа до хвоста.

Русские березки

Как это ни удивительно звучит, но использование для строительства отечественных истребителей дельта-древесины сыграло важнейшую роль в первые месяцы войны, позволив в кратчайшие сроки восстановить потерянный советский авиапарк.

Стремительное наступление немцев лишило советскую промышленность основных запасов дюралюминия, зато березового шпона в Сибири и на Урале было более чем достаточно.

Кстати, большинство захваченных фашистами на западных аэродромах советских истребителей так больше и не взлетали. «Разумные» и «цивилизованные» немцы не могли понять, как можно летать на деревянных самолетах, в кабину которых боялись садиться даже самые опытные асы люфтваффе.

Новые деревянные истребители поставлялись фронту с фантастической скоростью, их себестоимость была очень невысокой. О чем говорить, если десятки колхозников позволяли себе на собранные сбережения купить самолет и подарить его фронту! А известный экстрасенс Вольф Мессинг передал советским летчикам сразу два истребителя.

Иван Кожедуб у подаренного колхозником Коневым деревянного истребителя Ла-5. Источник: wikimedia.org
Иван Кожедуб у подаренного колхозником Коневым деревянного истребителя Ла-5. Источник: wikimedia.org

Только в 1944 году новая модель истребителя Лавочкина Ла-7 получила цельнометаллические крылья. Фюзеляж, включая кабину пилота, так и остался полностью деревянным, а летчикам приходилось просто подкладывать под свои сиденья бронированные листы.

Именно на таком деревянном Ла-7 большую часть войны пролетал лучший советский ас Иван Кожедуб. На его личном счету оказалось 62 сбитых фашистских самолета.

Истребитель Ивана Кожедуба в музее ВВС. Источник: wikipedia.org
Истребитель Ивана Кожедуба в музее ВВС. Источник: wikipedia.org

Истребитель Ла-7 Кожедуба, являющийся изюминкой экспозиции музея ВВС в подмосковном Монине, может увидеть каждый желающий. Если повезет, смотрители разрешат даже прикоснуться к его покрытому звездами фюзеляжу, который сделан из обычной русской березы.

Конечно, великую Победу приближали и отлично бронированные штурмовики Ил-2, и различные типы бомбардировщиков, и поставлявшиеся по ленд-лизу американские истребители «Аэрокобра». Но именно изготовленные из дерева истребители Яковлева и Лавочкина стали неоспоримым аргументом русских, сумевшим переломить ход самой страшной в мире войны.






ВГТРК опровергла гибель Евгения Поддубного: журналист жив, но находится в тяжелом состоянии
Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!