В СССР мало кто сомневался, что война с Гитлером неминуема, но при этом люди искренне верили, что она развернется на территории врага и закончится нашей быстрой победой
Большинство историков сходится в одном: Великая Отечественная – самая кровавая страница Второй мировой войны, когда десятки государств объединились в два противоборствующих лагеря. Но о том, можно ли было ее избежать, кто виноват в бесконечном отступлении советских войск и многочисленных жертвах, наконец, о том, каковы истинные потери, понесенные в этой войне, – спорят до сих пор.
Большая европейская бойня
Фактически Советский Союз вступил в войну еще 17 сентября 1939 года, когда подразделения РККА вторглись в Польшу, присоединив Западную Белоруссию и Украину. Именно по окончании этой военной кампании СССР получил многокилометровую границу с фашистской Германией, мечтавшей об установлении мирового господства.
В течение полутора лет Германия осуществила несколько блистательных по своим результатам военных походов, позволивших полностью оккупировать Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию, Люксембург, Югославию и Грецию. А Франция, имевшая самую сильную армию в Европе, потерпела унизительное поражение, потеряв половину своей территории.
В это же время Красная армия провела оккупацию Литвы, Латвии и Эстонии, отобрала Молдавию и Бессарабию у Румынии. Только победа над маленькой Финляндией была достаточно спорной и не позволила полностью завладеть территорией этой северной страны.
К весне 1941 года мало у кого оставались сомнения в том, что две самые мощные армии Европы (СССР и Германии) должны столкнуться уже в самом ближайшем времени. Обе страны готовились напасть друг на друга, вот только Сталин не смог просчитать возможных ходов Гитлера и опоздал.
Ошибка спецслужб
Альтернативные историки утверждают, что главной целью СССР были нефтяные промыслы Румынии, являвшейся союзницей Гитлера. Нападение на эту страну планировалось совершить в первых числах июля, после чего уже готовился удар по самой Германии.
Именно поэтому у западных рубежей СССР создавались крупные арсеналы оружия, боеприпасов и продовольствия, завозились строительные материалы и тысячи километров железнодорожных рельсов.
Об этом сегодня говорят не очень часто, но немецкая разведка провела одну из самых блестящих спецопераций по дезинформации Сталина. Через двойных агентов советскому командованию стало известно о том, что нападение на СССР состоится… 22 июня, но только на второстепенном направлении.
Военные «аналитики», пришедшие на смену репрессированным в 1937 году профессионалам, зачастую имевшим опыт Гражданской войны, сразу же «поняли», что имеют дело с ложью, поэтому дезинформацией посчитали и дату начала войны.
Даже когда в ночь на 22 июня на территорию СССР перебежал немецкий солдат Альфред Лисков, который рассказал о запланированном на утро нападении, его посчитали провокатором и пообещали вернуть немецкой стороне.
Удар без объявления войны
Самой первой немецкой атакой стал рейд 14 немецких бомбардировщиков, которые сбросили у Кронштадтского рейда 28 магнитных мин. На часах было 3.05 22 июня 1941 года.
В 3.30 немецкая авиация нанесла массированные удары по белорусским городам Брест, Гродно, Лида, Кобрин, Слоним, Барановичи. В это же время налету подверглись прибалтийские Рига, Шауляй, Вильнюс и Каунас.
Примерно в 4 часа утра немецкие войска повсеместно начали переходить границу Советского Союза, а в 4.15 был открыт артиллерийский огонь по Брестской крепости.
Уже в полпятого утра в Москве начинается совещание членов Политбюро. Но Сталин называет маршала Тимошенко и тогда еще генерала Жукова паникерами. Он утверждает, что имеет место отлично спланированная пограничная провокация Гитлера, который пытается втянуть СССР в настоящую войну.
Только после того, как в 5 часов утра посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручает наркому иностранных дел СССР Молотову ноту Министерства иностранных дел Германии, становится понятно, что Гитлер развязал новую войну в Европе.
Всеми силами уничтожить врага
Только в 7.15 ошарашенный Сталин утверждает директиву об отражении нападения гитлеровской Германии: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу».
Она попадет в войска лишь через 1-2 дня, когда практически все пограничные отряды будут полностью уничтожены гитлеровцами, а враг продвинется вперед на десятки километров.
Справка: Охрану государственной границы СССР от Баренцева до Черного моря обеспечивали 666 пограничных застав. Атаке противника подверглись 485. И ни одна из них не отступила до получения соответствующего приказа.
55 застав держали оборону более 12 суток, 51 застава - свыше 15 суток. 45 застав удерживали врага свыше двух месяцев. А всего за первые несколько дней боев из 19 600 пограничников, встретивших врага 22 июня, погибло более 16 000 человек.
Огромной проблемой первого дня войны (да и последующих нескольких месяцев) стала безынициативность советских высших командиров, которые отлично помнили чистки армии 1937-1938 года и просто боялись принимать самостоятельные решения. Зачастую им было проще вместе со штабом покинуть расположение части, чем организовать отпор имеющему боевой опыт врагу.
По словам начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковника Франца Гальдера, целый ряд советских воинских частей были застигнуты врасплох и даже во время атаки запрашивали команды о том, что им делать. Самолеты на нескольких аэродромах стояли, накрытые брезентом, поскольку командиры не получили приказ о приведении их в боевую готовность.
Только в полдень по московскому времени из всех репродукторов страны раздался голос Вячеслава Молотова, который известил о начале самой страшной в истории Советского Союза войны.
Всеобщая мобилизация
Уже в середине дня по всей стране начали открываться призывные пункты, в которых проходила мобилизация мужчин 1905-1918 годов рождения включительно. Это позволило поставить под ружье более 5 миллионов новобранцев и залатать катастрофические потери первых недель войны, которые составили более 2 миллионов погибших и попавших в плен военнослужащих РККА.
Вечером 22 июня на южном участке фронта советские войска перешли в решительное наступление. Им даже удалось углубиться на несколько километров на румынскую территорию. Но это была временная победа, и уже в скором времени нашим бойцам пришлось отступить, чтобы не попасть в окружение.
В 23.00 по московскому времени к британскому народу обратился премьер-министр Уинстон Черчилль, который заявил, что Великобритания отбрасывает свои антикоммунистические взгляды и станет надежным союзником СССР в войне против гитлеровской Германии.
Самый страшный день советской истории подошел к концу. Впереди были еще 1417 суток этой ужасной войны, которая, только по официальным данным, забрала жизни 27 миллионов советских людей, а некоторые источники сообщают о безвозвратной потере 60 миллионов граждан Советского Союза.