Его революционные для своего времени труды никого не заинтересовали, зато через полвека по ним готовились высадить человека на Луну
Никто не знает, когда на самом деле умер Александр Шаргей, ставший в годы Гражданской войны Юрием Кондратюком. Он прожил очень яркую жизнь, а мировое научное сообщество заслуженно считает его наряду с Циолковским и Королевым главным творцом прорыва человечества в космос.
Из рода Шлиппенбахов
Сын еврея и обрусевшей немки Александр Игнатьевич Шаргей родился 21 июня (по новому стилю) 1897 года в Полтаве. Оба родителя участвовали в студенческих демонстрациях и заинтересовали собой полицию. А ведь его мать была урожденной баронессой Шлиппенбах! Тем не менее ее революционные порывы зашли так далеко, что во время беременности Людмила Львовна подвергалась пыткам в жандармском управлении, из-за чего сошла с ума. Она скончалась в приюте для душевнобольных, когда Саше исполнилось 10 лет. Отец же покинул семью еще раньше, едва мальчику исполнился год. После смерти жены он пригласил Александра жить в новую семью, но сам скоропостижно скончался в 1910 году.
Парнишку приютила бабушка по отцовской линии Екатерина Кирилловна (Фридриха Айзиковна). Именно она оказала решающее влияние на Сашу, который окончил гимназию одним из лучших учеников, получив за это серебряную медаль.
Он без проблем поступил в Петроградский политехнический институт, но попал под призыв в армию. Пройдя обучение в школе прапорщиков, юноша получил офицерский чин и был направлен на Турецкий фронт.
Маленькая космическая революция
После Октябрьской революции прапорщик Александр Шаргей дезертировал из армии и приехал в Киев, где пытался наладить собственный быт. О его жизни в 1918-1920 годах практически ничего не известно. Но именно в это время он закончил рукопись «Тем, кто будет читать, чтобы строить».
В ней изобретатель-самоучка привел схему и описание четырехступенчатой ракеты, вывел основное уравнение ее движения. Он также рассчитал экономическую выгоду использования сопротивления атмосферы при спуске космического корабля на Землю.
Абсолютно передовым стало предложение отказаться от приземления на другие планеты основного корабля, за которые ратовал Циолковский. Шаргей считал, что основной корабль следует выводить на орбиту нужной планеты или ее спутника и только после этого отправлять людей на поверхность в специальной капсуле. Именно это предложение впоследствии было реализовано американцами в программе «Аполлон», позволившей высадить человека на Луну.
Молодой изобретатель предлагал использовать солнечную энергию для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.
Когда в Киеве установилась советская власть, смышленый Александр понял, что ему как царскому офицеру грозит. Он попытался перейти границу, но это сделать не удалось.
Клад в провинциальной библиотеке
На помощь пришли еврейские связи семьи. Вторая жена его отца помогла достать документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, родившегося 26 августа 1900 года. Настоящий Кондратюк учился в Киевском университете и умер от туберкулеза весной 1921 года.
После получения документов Шаргей-Кондратюк смог официально работать смазчиком и прицепщиком вагонов, предусмотрительно уехав подальше от Киева и Полтавы. В 1927 году судьба забросила уже Юрия Кондратюка на Алтай, где он занялся строительством самотечных элеваторов с использованием исключительно древесных материалов.
Апофеозом такого строительства стало создание элеватора «Мастодонт», способного хранить 13 000 тонн зерна. Уникальность этого сооружения заключалась в том, что оно было выстроено без единого гвоздя, а его проект молодой специалист создавал уже в ходе проведения работ.
В 1929 году в Новосибирске за собственные средства Юрию Кондратюку удалось опубликовать книгу «Завоевание межпланетных пространств». Из-за малого тиража в 2000 экземпляров советское научное сообщество никак не отреагировало на эту книжку, которая попала в разделы научно-популярной литературы провинциальных библиотек.
И зря. В ней Кондратюк более подробно раскрывает вопросы, поднятые в своей рукописи «Тем, кто будет читать, чтобы строить», предлагая для снабжения спутников на околоземной орбите использовать специальные ракетно-артиллерийские системы (сегодня этот принцип используется для отправки в космос российских транспортных кораблей типа «Прогресс»). А еще он точно рассчитал траекторию возможного полета ракеты к Луне и предложил способы защиты космических кораблей от перегревания.
Но было достаточно даже полезного «Мастодонта», чтобы обвинить Кондратюка и членов его команды во вредительстве.
Под крылом НКВД
Суд вынес приговор – три года лагерей, посчитав, что деревянный элеватор не выдержит такого количества зерна и развалится (на самом деле «Мастодонт» прослужил стране более 60 лет и сгорел лишь в середине 1990-х годов). Вместо лагерей Юрия Кондратюка направили в Новосибирское специализированное бюро №14 для заключенных-инженеров, где он проектировал технические решения для угледобывающих предприятий.
В 1932 году Юрий Кондратюк спроектировал ветровую электростанцию, которую планировалось построить на горе Ай-Петри в Крыму. За это его досрочно освободили от отбытия наказания. Саму электростанцию начали возводить в 1937 году, но в 1938 году строительство свернули в связи с перераспределением средств на военные нужды.
Имеются свидетельства того, что Юрию Кондратюку предлагал сотрудничество сам Сергей Королев, но по непонятным причинам инженер ответил отказом. Исследователи жизни Шаргея-Кондратюка утверждают, что он просто боялся быть разоблаченным и сгинуть в расстрельных камерах НКВД.
Героическая смерть или…
С началом Великой Отечественной войны Юрий Кондратюк идет добровольцем в народное ополчение. Считается, что он погиб в феврале 1942 года. Но что достоверно случилось с Кондратюком, до сих пор не может сказать никто. Его тело так и не было обнаружено. Ни одна из многочисленных проверок, проводившихся во время и после войны, не позволила найти следов талантливого самоучки.
Разве что косвенные. В начале 60-х годов прошлого века советская разведка получила данные о том, что сотрудник космической программы США Джон Хубольт настаивает на использовании расчетов Юрия Кондратюка для совершения высадки человека на Луну.
По американским данным, к ним «совершенно случайно» попала в руки тоненькая научно-популярная книжка «Завоевание межпланетных пространств», которая просто поразила их прозорливостью автора. При создании проекта «Аполлон» им оставалось только синхронизировать расчеты Юрия Кондратюка со своими техническими возможностями.
Больше вопросов, чем ответов
Советские спецслужбы посчитали такое совпадение очень странным и начали более тщательно изучать биографию Юрия Кондратюка. Они оказались шокированы новостью о том, что в течение двадцати лет их водил за нос полтавчанин Александр Шаргей. Шок был настолько сильным, что эту информацию было решено скрыть от общественности.
Огонь в костер сомнений в смерти Юрия Кондратюка подлила и тетрадь с записями, которая после освобождения немецкого Пенемюнда обнаружилась среди бумаг Вернера фон Брауна – создателя немецкой, а позднее и американской ракетной техники.
После 1990 года появилось большое количество исследователей таинственной жизни и работы Шаргея-Кондратюка, который на десятки лет опередил свое время. Но до сих пор в этой истории существует огромное количество белых пятен, которые так и могут остаться нераскрытыми.