В последние годы напряжение между Китаем и Тайванем начало спадать, но еще полвека назад в том регионе шла полноценная кровавая война на истребление, а мир стоял на грани ядерной катастрофы
В конфликт были вовлечены и другие. Националистические интересы Тайваня в пику коммунистической позиции Китая поддерживала Америка. СССР же дружил с Китаем и всячески способствовал продвижению его социалистической направленности. Помощники предоставляли вооружение, советников, инструкторов, да и просто боевые подразделения и военных специалистов.
Восточные разборки
Конфликт между коммунистической партией Китая и гоминьдановцами, возглавляемыми Чан Кайши, полыхал в стране еще с 1927 года. Правда, в 1945 году стороны прекратили уничтожать друг друга, объединились против внешнего врага – Японии, вытеснили его за пределы страны и только потом вернулись к выяснению отношений между собой.
Воспользовавшиеся ситуацией американцы попытались высадить несколько дивизий на берега Китая, и в ряде случаев им это удалось. Но отдельные провинции, контролируемые коммунистами и советскими войсками, все же не допустили чужаков на берег, и американским воякам пришлось пробиваться в интересующие их районы по суше, что было сделать довольно затруднительно.
В период очередного обострения гражданской войны в 1958 году со стороны Тайваня было предпринято несколько попыток занять китайский берег в районе города Сямэнь (Сямынь). Город подвергался обстрелу как с подходящих судов, так и с позиций острова Кинмэн (Цзиньмэнь).
К береговой линии срочно были стянуты артиллерийские силы. Но на вооружении у коммунистов были только пушки М-46 калибра 130 мм. Против кораблей они, конечно, были действенным оружием, но вот для того, чтобы обстрелять Кинмэн, их мощности не хватало. Снаряды не долетали до цели каких-то пару километров. Когда чанкайшисты это поняли, корабли были немедленно уведены, а береговую линию материка начали обстреливать из дальнобойных орудий калибром 203 мм. Методично, плотно и без потерь.
О том, чтобы подвезти нужное вооружение в нужном количестве и суметь не потерять береговые позиции, не шло и речи. Спасти ситуацию могло только чудо или нестандартное решение. Таковое было озвучено одним из наших советников. Он предложил пойти на риск и нагреть снаряды до температуры в 35 градусов. И в случае, если расчеты окажутся верны, скорость снарядов возрастет примерно на 10 %. А если сделать еще поправку на попутный ветер…
«Жареные» снаряды и «ветер в спину»
В 18:30 23 августа на позиции ничего не подозревающих националистов обрушился шквал огня. За пару часов было выпущено более 50 000 «жареных» снарядов. На небольшом острове, размером в 25х10 км, было сосредоточено огромное количество тайваньских войск и вооружения – Кинмэн был форпостом этого противостояния. Так что куда бы ни упали снаряды, они приносили огромные разрушения.
Тайваньцев спасло то, что к моменту бомбардировки остров был практически превращен в крепость. Одних только бункеров было более двухсот. Один из таких бункеров стал спасением для министра обороны Тайваня Ю Да-вея, который как раз прибыл на остров полюбоваться, как тайваньская артиллерия качественно зачищает побережье Китая от коммунистической заразы. Министр остался жив, хотя и был ранен. Двум американским офицерам и заместителю командующего Кинменского укрепрайона повезло меньше. Их убило на месте.
Мир на грани
Этот второй кризис в истории тайваньско-китайской гражданской войны был назван «Войной пушек». Правда, не только пушки принимали в ней участие. Вовсю велись воздушные бои и бои на воде с применением новейшего вооружения, поставляемого из Советского Союза и Америки.
После августовской бомбардировки Кинмэна все стало только хуже. За 1958 год по острову было выпущено около 500 000 снарядов. Потери Тайваня были колоссальными, и Америка чуть не сподвигла Чан Кайши на применение ядерного оружия.
Советская разведка донесла, что на остров Кинмэн прибыло орудие М-65 диаметром 280 миллиметров и 4 ядерных снаряда по 20 килотонн. Тогда в борьбу вступила дипломатия. Наши представители заявили, что если хоть одна ядерная бомба будет выпущена в сторону Китая, то Советский Союз немедленно нанесет ядерные удары по Тайваню и Японии. А заодно уж и по Южной Корее, чтобы два раза не вставать.
Говорят, Америка очень упиралась и пыталась объявить слова советских дипломатов блефом. Тогда на несколько командных пунктов были приглашены зарубежные наблюдатели, которые подтвердили приведение советских ядерных боеголовок в дежурное состояние. Американцы отступились.
Меч в ножнах – все равно меч
Напряженность между сторонами конфликта снизилась только после смерти многолетнего руководителя Китая Мао Цзэдуна. Но до сих пор вся береговая линия Кинмэна заминирована и утыкана противолодочными заграждениями. Вдоль берега на цементных лафетах стоят абсолютно рабочие танки с полным боезапасом, а в бункерах дежурят боевые артиллерийские расчеты в полной боевой готовности. И Сямэнь, и Кинмэн сегодня открыты для туристов. Но, если вы все же попадете туда, будьте уверены: вам покажут далеко не все уголки этих мест.