Был лучшим авиатором страны, а в старости выживал, собирая ягоды: трагедия любимого маршала Сталина
Будущий главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов родился в 1904 году, в Нижнем Новгороде. Отец работал капитаном речного судна, а мать, оперная певица, была дочерью знаменитого революционера Николая Кибальчича. Вероятно, именно такое родство стало решающим в удивительной биографии Голованова.
Окрыленный электромонтер
Карьера Александра Евгеньевича была предопределена с детства. В 8 лет маленький Саша был отдан в Александровский кадетский корпус. После окончания недолго работал курьером. Революция 1917 года застала будущего маршала во фронтовой разведке. Не по годам рослый юноша вступил в армию в 13 лет, приписав в свидетельстве о рождении три года.
После войны карьера Голованова продолжилась в Управлении снабжения Красной армии в качестве электромонтера. Позднее, поступив в НКВД, Александр дослужился до должности начальника отдела и даже участвовал в аресте Бориса Савинкова – знаменитого эсера, примкнувшего к Белому движению.
Через несколько лет Голованова направили в Наркомат тяжелой промышленности. И неожиданно Александр решил реализовать давнюю мечту: в 28 лет он поступил в авиационную школу ОСОАВИАХИМа (предшественника ДОСААФ). Видимо, любовь к авиации передалась ему от знаменитого деда. Еще в начале XX века революционер Кибальчич разработал проект летательного аппарата, способного совершать космические перелеты.
В 1935 году Голованов был назначен начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота в Иркутске. За год его управление вышло на первое место по стране. Параллельно будущий маршал начал летать в качестве гражданского пилота в далекий Якутск.
Счастливый случай
К концу 30-х лавина репрессий докатилась и до Александра Евгеньевича. Доносы обрушились на авиатора как из ведра. Он был исключен из партии и ожидал неминуемого ареста. Единственным шансом на спасение были высокие кабинеты в столице. Голованов чудесным образом успевает попасть в Москву, а все обвинения с него были сняты.
Вскоре Александр становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших летчиков гражданской авиации. После чего, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работает в «Аэрофлоте», став шеф-пилотом с налетом более 1 000 000 километров!
Судьбоносная встреча
В начале 40-х преданный поклонник авиации Голованов заявляет о необходимости создания авиации дальнего действия (АДД) и обучения летчиков полетам в плохую погоду и в ночное время. Александра Евгеньевича вызвали в Кремль. В ходе личной встречи глава страны Сталин принял решение о формировании особого авиационного полка, командиром которого и был назначен Голованов.
Некоторые утверждают, что вопросами авиации собеседники не ограничились. Якобы Голованов стал личным порученцем, телохранителем и чуть ли не шпионом Сталина. Но если бы это было правдой, то вряд ли блестящая карьера военачальника так резко оборвалась еще при жизни вождя.
Поначалу действительно назначения следуют одно за другим. К августу 1944-го Голованов был Главным маршалом авиации. Но и поручения, которые он выполнял вместе с подчиненными, требовали виртуозного летного мастерства.
Экипажи его дивизии наносили деморализующие мирное население бомбовые удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу и другим немецким городам. Главный маршал авиации принимал личное участие в организации этих вылетов и нередко сам летал за штурвалом самолета, сбрасывающего бомбы на немецкие города. Пилоты АДД перевозили советских руководителей на переговоры через океан.
Маршала настолько уважали в войсках, что это отмечали в своих архивах даже фашисты, допрашивавшие пленных летчиков. К окончанию войны в подчинении Голованова находились более 2000 самолетов.
Говорят, что Сталин относился к народовольцам с огромным уважением, и поэтому внука одного из них всегда ждал теплый прием и забота. Каждый раз, когда Александр Евгеньевич приезжал к Иосифу Виссарионовичу, тот встречал его и даже помогал снять шинель. По слухам, когда после Сталинградской победы вождю привезли пробный макет платинового ордена Суворова, Сталин, приложив ее к груди статного красавца Голованова, сказал, что орден смотрится отлично. И действительно, вскоре Главный маршал авиации стал девятым по счету обладателем высокой награды.
По личному распоряжению Иосифа Виссарионовича Александру Голованову в разгар войны выделили огромную и по нынешним российским меркам пятикомнатную квартиру в знаменитом Доме на набережной.
С небес на землю
Тем удивительнее, что после окончания Второй мировой войны в жизни военачальника наступила черная полоса. Он был снят со своего высокого поста. Но не смирился, а окончил Академию Генштаба. Покомандовав некоторое время корпусом ВДВ, что было беспрецедентным для маршала, в 1965-м Александр Евгеньевич вышел на пенсию.
Бывший маршал и убежденный сталинист был лишен всех льгот, в том числе и коммунальных, и получал скромную пенсию в 180 пореформенных рублей. Половина суммы сразу же шла на оплату 150-метровой квартиры, 50 он ежемесячно отсылал матери, и семья из пятерых детей жила на 40 рублей в месяц.
Как и многих людей, бывшего маршала выручила земля. Имея большой земельный надел, он засеял участок картошкой, а остатки накоплений потратил на корову и лошадь. Корову доила верная супруга, а сам Голованов ходил за плугом. Выручал семью, как в Средние века, сбор ягод. Александр Евгеньевич даже научился делать вино из них. Когда нужны были деньги для покупки детской школьной формы, Головановы всей семьей собирали ягоды и сдавали их в комиссионный магазин.
Из жизни этот необычный и загадочный человек ушел в сентябре 1975 года. По слухам, его последними словами, сказанными жене, были: "Мать, какая страшная жизнь…"