В реальность подвига лейтенанта Коновалова и его экипажа невозможно поверить – но все это было на самом деле
О 300 спартанцах, в течение нескольких дней сдерживавших наступление многотысячной армии Ксеркса, знает каждый школьник. Но очень мало кому известно о подвиге экипажа советского КВ, который в июле 1942 года под Ростовом вступил в эпическое противостояние с 75 фашистскими танками. Командиром легендарного танка был молодой лейтенант Семен Коновалов. Он и шестеро его бойцов прекрасно знали, что не смогут одержать победу, но бесстрашно вступили в сражение, по итогам которого на поле боя догорали 16 немецких танков, 2 бронемашины и 8 грузовиков с живой силой противника.
Из почтальонов в танкисты
Будущий герой Советского Союза Семен Коновалов родился 15 февраля 1920 года в татарском селе Ямбулатово, где после окончания средней школы работал обычным почтальоном.
В 1939 году юноша увидел легендарный кинофильм «Трактористы», в котором звучала ставшая многолетним хитом песня «Три танкиста». Устоять было невозможно, и призванный в РККА молодой человек попросил направить его в танковое училище в Куйбышеве, которое он закончил в канун Великой Отечественной войны.
В тяжелейших боях лета 1941 года лейтенанту доводилось не раз выскакивать из подбитого танка. В августе, после тяжелого ранения, его отправили на лечение в Вологду, после чего перевели в Архангельский учебный центр, поручив готовить будущих танкистов к серьезным боям. Но характер не позволял молодому офицеру отсиживаться в тылу, и в апреле 1942 года он добивается перевода в действующую армию.
Командир героического КВ
В 15-й танковой бригаде Коновалову доверяют командовать взводом тяжелых танков КВ-1, которые до появления немецких «Тигров» считались самой мощной бронетехникой мира. Но даже эта мощь в сочетании с надежной броневой защитой не позволяли остановить немецкое наступление.
К середине июля в строю осталось лишь несколько десятков машин, а взвод Коновалова состоял из одного изрядно потрепанного в боях командирского танка. Утром 13 июля бригада получила приказ продолжить отступление. Во время марша двигатель танка Семена Коновалова заглох. В помощь экипажу, состоящему из самого командира, механика-водителя Козыренцева, наводчика Дементьева, заряжающего Герасимлюка, младшего механика-водителя Акинина и стрелка-радиста Червинского, был оставлен механик лейтенант Серебряков. Он должен был помочь экипажу восстановить ходовые возможности боевой машины.
Колонна ушла дальше, оставив на проселочной дороге одинокий КВ. Приказ командира бригады был однозначен: как можно быстрее восстановить танк, а при появлении фашистов принять все возможные меры для их остановки.
Бой от рассвета до заката
Красноармейцам удалось провести необходимый ремонт, и КВ смог самостоятельно передвигаться. Это оказалось своевременным, поскольку из-за холма на него выскочили два разведывательных танка гитлеровцев. В возникшей ситуации быстрее всех сориентировался Коновалов, который отдал приказ открыть беглый огонь по противнику. Одну немецкую танкетку удалось подбить первым же выстрелом. А вторая немедленно скрылась за вершиной холма.
Понимая, что за разведкой идет колонна вражеских танков, бойцы приняли решение принять «последний бой». Танк удалось замаскировать в близлежащей лощине невдалеке от хутора Нижнемитякина.
Когда бойцы увидели нескончаемую колонну из 75 немецких танков и большого количества бронемашин, то поняли, что попали в очень серьезный переплет. Семен Коновалов подпустил противника на расстояние 500 метров, после чего начал планомерное уничтожение фашистской бронетехники. Не понявшие, что происходит, гитлеровцы немедленно отступили, оставив на поле боя четыре танка. Как было установлено впоследствии, их командиры решили, что напоролись на новую, хорошо оборудованную линию обороны Красной Армии.
Неприступная крепость в донских степях
В следующую развернутую атаку на хутор Нижнемитякин пошли 55 фашистских танков и немецкая пехота. Маневрирующий по лощине советский КВ создавал полное впечатление наличия нескольких артиллерийских точек, и фашистская атака быстро захлебнулась. Немцы отступили, потеряв еще шесть танков.
Новая атака была подготовлена немцами значительно лучше. Они обрушили на лощину шквал артиллерийского огня, лишь после этого перейдя в новое наступление. До поры до времени КВ выдерживал прямые попадания вражеских орудий, а танкистам удалось уничтожить еще шесть танков, два броневика и восемь грузовиков с немецкой пехотой.
После того, как фашистам удалось обездвижить КВ, у которого к тому времени закончились боеприпасы, они смогли подтянуть к нему на расстояние 75 метров 105-миллиметровое орудие и начали методично расстреливать. Героический танк погиб, когда смеркалось.
На следующий день группа советских разведчиков смогла добраться до места боя. Они обнаружили развороченный от прямых попаданий КВ, в котором лежали останки его защитников. О подвиге танкистов доложили командованию. Семена Коновалова представили к званию Героя Советского Союза, а членов его экипажа к другим орденам и медалям.
Героическая дорога к своим
Но на этом история не закончилась. Через несколько месяцев командование, отправившее родным героев похоронки, получило ответ из Татарстана, в котором говорилось о том, что Семен Коновалов жив и воюет на трофейном танке в другой войсковой части. Оказалось, что во время расстрела КВ его командиру, а также механику и наводчику удалось выбраться через нижний люк.
В течение недели трое советских солдат шли за отступающими советскими частями, но никак не могли их догнать. Они питались травой и сырым зерном, но все равно шли к своим. На четвертый день они вышли на экипаж немецкого танка, который беззаботно отдыхал на открытой местности. Короткая яростная атака завершилась уничтожением фашистов и захватом их бронетехники.
К слову, когда трофейный немецкий танк прорывал линию советской обороны, пехотинцы не могли понять, почему его ствол повернут в обратную сторону, а огонь ведется «по своим».
Начавшаяся проверка «окруженцев» закончилась быстро. Их незамедлительно зачислили в состав обескровленной части, на которую они вышли, а Семен Коновалов еще более трех месяцев воевал на трофейном танке.
Он прошел все круги ада в боях под Сталинградом, был неоднократно ранен, а в марте 1943 года получил заслуженную «Золотую Звезду» Героя Советского Союза. Прошедший всю войну ветеран ушел в отставку в 1956 году, после чего переехал в родную Казань. Он часто встречался с молодежью, рассказывал о буднях и трудностях военной службы, но о своем подвиге особо не вспоминал, считая его абсолютно обыденным на войне случаем.
Скромный защитник Отечества ушел из жизни 4 апреля 1989 года, а одна из улиц столицы Татарстана с гордостью носит имя Семена Коновалова.