Историк русской кухни, известный блогер и гастроном Ольга Сюткина написала для EG.RU колонку о том, почему на гастрофестивалях русской кухни гостям так невкусно
Иногда думаешь: хорошо, что Пушкин вовремя умер. Иначе, посети он на днях Торжок, ни про какие пожарские котлеты он бы не написал. Свиной шашлык – вот «наше все», символ тверского гастротуризма. А дым от мангалов – не иначе, как современное воплощение русского духа.
Русский фейклор
За рубежом уже давно популярно слово «фейклор». Но вот наступила эпоха, когда это явление начало проникать и к нам.
В отличие от фольклора, его фейковый собрат у нас преследует другие цели. Он хочет доказать, что русские крестьяне издавна питались святой репой, отворачивались от мяса, которое просто невозможно было есть в таком количестве. Что черной икрой пахари смазывали тележные оси в страду, а русская печь даже дистанционно исцеляла от всех болезней.
В последние годы в абсолютных лидерах российского фейклора с большим отрывом оказалась Тверская область. Было время, подобные праздники вызывали волну умиления среди публики и журналистов.
Надо же, вот она наша история и исконность! Вот только раз за разом эти тверские фестивали еды превращаются в какое-то шапито. Уже даже местные журналисты, несмотря на «региональный патриотизм», начали открыто и сами возмущаться этой профанацией.
Шашлычок под коньячок
«Гастрономический фестиваль предполагает наличие вкусной еды. Да, еды было много - шашлык, выпечка, плов, котлеты, но все было реально невкусным. Особенно неприятно удивили Пожарские котлеты», - пишет тверское агентство новостей.
«Фактически, основным блюдом на гастрономическом фестивале, посвященном Пожарским котлетам, стал шашлык. Шашлык жарили повсюду, за дымом от мангалов практически ничего не было видно. Он стал поистине главной достопримечательностью Торжка», - вторит газета «Тверская губерния».
Журналисты строят предположения, с чем связана такая деградация праздника. Бюджет у города кончился? Местная шашлычная мафия мэра города шантажировала?
Мне думается, все гораздо проще. Это логичное продолжение глупостей, нагороженных в Тверской области вокруг гастротуризма.
«На пятом Всенародном фестивале каши в Кашине, - писали его организаторы, - планируется заварить одну из самых загадочных каш - рисовую, которая отмечает в 2017 году юбилей! Ровно 230 лет назад казаки привозят «сарачинское пшено» на русскую землю, с тех пор оно уже не сходит со столов наших сограждан».
Слово «фейк» здесь самое приличное, что можно было бы услышать от нормального историка и краеведа. Вы не поверите: никакого юбилея попросту не было. Все это была выдумка от начала и до конца. Рис на Руси уже по крайней мере 500 лет упоминается в письменных источниках как вполне обычная пища. А пришел он к нам, понятное дело, еще на столетия раньше.
Родина слонов, понеже, паки и богонравно
В августе 2017 года Администрация Тверской области в очередной раз выступила в цирковом жанре. Ничем иным этот праздник под названием «Селигерский рыбник», похоже, назвать и нельзя.
«Приехали специально купить вкусной рыбки, - пишет в Фейсбуке один из его гостей. – Фестиваль есть, а рыбы нет. Вообще никакой. Бюджетные средства, выделяемые на проведение фестиваля, потрачены на организацию ярмарки выходного дня с пирожками, шашлыками, балалайками, местным хором, батюшками, продающими, что бог послал».
Рецепт подобных «фестивалей» прост. Недолго думаете над тем, чего у вас в области вообще едят. Потом вспоминаете: а, рыбу ели! Приглашаете кочующий табор «великих русских кулинаров» под предводительством Максима Сырникова, которые враз придумывают правильные слова – домострой, понеже, паки и богонравно. Вот вам и готовый результат.
Причина всех этих «фейков» очевидна. Неистребимое желание представить русскую кухню родиной слонов. А Тверскую губернию – столицей русской кулинарии. Дух «сырниковщины» (как вариант современной хлестаковщины) витает над ними. А значит, что-то не так.
Между тем русская история и традиция, которой, несомненно, нужно гордиться, требует знаний и кругозора. А его могут принести нормальные профессиональные историки, краеведы, работники музеев. Но девочки с барабанами, марширующие по площади, конечно, интереснее.
Кроме того, давайте говорить откровенно. Незатейливые праздники с раздачей «пайки» каши или блинов – это еще и отношение к людям. Которые рассматриваются не как личности, а как обыкновенное стадо. Бросили ему пару блинов на лопате, в барабан побили, благословили с трибуны – вот и ладно. Гуляй, рванина! Галочку поставили.
Второй раз никто не приедет
Культуру можно продвигать по-разному. Можно поощрять людей думающих, творческих, самостоятельных. И создавать для них условия для туризма. Умные экскурсии, вкусные, а не китчевые рестораны, удобную инфраструктуру.
А можно идти на поводу у простейших инстинктов толпы – шашлычок под коньячок. Ну, или две тонны каши с лопаты раздать. Гид там чего-то фоном бормочет про «корабли, бороздящие просторы Большого театра». Поп окропляет, хор пионерок поет.
Результат предсказуем. Да, «шашлык» (во всех своих культурных форматах) принесет текущую прибыль. Невеликую, но приятную. Впрочем, одновременно закроет всякую перспективу развития.
Думаю, немногие из гостей прошедшего фестиваля приедут сюда еще раз. Зачем? Посмотреть на публику с шампурами на природе, съесть пирожок из пластиковой тарелки? Так этого добра везде хватает! Зачем 240 километров из Москвы ехать?