Кому Одесса стала мамой, а Ростов — папой
Два южных города словно магнитом притягивали к себе жуликов, бандитов, воров всех мастей. Сюда приезжали, чтобы отогреться на южном солнышке, разжиться фруктами на базаре у растяп-торговок, «пощипать фрайеров», которых всегда было в избытке и в Одессе, и в Ростове-на-Дону.
Я вам не скажу за всю Одессу
Уже в середине XIX века Одесса и Ростов-на-Дону стали самыми популярными городами среди уголовников, практически уголовными центрами России. Эта ситуация сохранялась и первой половине ХХ века. Когда милиционеры допрашивали задержанных бродяг и уголовников, те на вопрос: «Кто родители?» — часто, ухмыляясь, отвечали бесшабашно: «Одесса — мама, Ростов — папа!», давая понять, что имеют богатое криминальное прошлое.
Интересно, что одесских легендарных воров в народе знают хорошо — это и Сонька Золотая ручка, и Мишка-Япончик, и Федька-Бык, и многие другие. А вот ростовские вели себя скромнее — если одесские обожали хвастать своими приключениями и нисколько не скрывали собственных заслуг, то о ростовских «умельцах» ходят в основном анонимные байки. Хотя не менее яркие и интересные.
В Одессу приезжали как на поездах, так и морем — знаменитый одесский порт гостеприимно принимал всех, не спрашивая у «зайцев» документов. Ростов-на-Дону всегда стоял на пересечении торговых путей, пропуская через себя кавказских гостей — здесь всегда было много армян, азербайджанцев, грузин, которые приезжали торговать, женились на местных красавицах, да так и оставались.
Исторически сложилось так, что Одесса была южной культурной столицей империи — здесь жили и творили знаменитые писатели, художники, музыканты, Одесса была «мамой» и для богачей, имевших здесь летние дачи или просто приезжавших на лето — отдохнуть, посорить деньгами. «Мамой» Одесса стала также для шулеров и бандитов. Карманники и грабители, поживившись в ней, нередко вынуждены были скрываться от властей и бежали в ближайший к Одессе крупный город, где легче было затеряться, — в Ростов-на-Дону. А тот, как настоящий «папа», старательно прятал своих непутевых «детей» в многочисленных «малинах» или провожал дальше — на Кавказ.
Как воры «снимали фильм» в банке
О приключениях Мишки-Япончика, Соньки Золотой ручки и других одесских ворах написаны книги и сняты фильмы. Ростов же предпочитает рассказывать о безымянных, но от этого не менее талантливых бандитах, не раз ставивших в тупик мастеров уголовного розыска.
Изобретательность и находчивость ростовских воров была поистине безгранична. Однажды, еще в 20-х годах прошлого века, к крупному отделению государственного банка подкатил с шиком автомобиль, из которого вышла «съемочная группа». Банда воров, представившись киношниками, предъявила целую стопку документов, позволяющих им вести съемку в помещении.
Заявив, что им необходимо снять сцену ограбления, воры беспрепятственно проникли в хранилище, на глазах у охранников внесли туда осветительные приборы и киноаппаратуру. Пока под наблюдением бдительных охранников шла «съемка», остальные «члены съемочной группы» с помощью отмычек мгновенно вскрыли и вычистили сейфы, сложив добычу в мешок.
Далее последовал блистательный финал — по просьбе «киношников» наружные постовые участвовали в сцене выноса денег из банка. Мешки оперативно сложили в машину и умчались. Только увидев вскрытые пустые сейфы, служащие банка поняли, что их обвели вокруг пальца ловкие воры. Их так и не поймали.
Благородные воры Ростова
В те времена ростовские воры отличались неким благородством — у них были свои понятия о чести, о добре и зле. Однажды вечером по улице шла молодая актриса местного театра — она только что приехала с фронта, где выступала перед солдатами. К ней подошли двое вежливых мужчин. После первых учтивых фраз они так же вежливо предложили девушке снять котиковую шубу. Она сказала: «Нет. Эта шуба не раз спасала меня и моего маленького сына на фронте». Благородные разбойники удалились, не взяв шубу, на прощание посоветовав актрисе не ходить так поздно по ростовским улицам.
Известна и другая история. Долгое время в Ростове-на-Дону жил и радовал своей виртуозной игрой поклонников талантливый скрипач по имени Моня — его прославил Александр Розенбаум в своей песне «Скрипач ростовский Моня». Однажды, возвращаясь домой после выступления, он наткнулся на шайку грабителей. Они отобрали у него единственное сокровище — скрипку. Узнав об инциденте, главарь банды распорядился вернуть скрипку и больше никогда не трогать Моню-скрипача, а виновных строго наказал.
Рассказывают, что после Великой Отечественной войны в Ростове промышлял ловкий вор, специализирующийся на часах — наручных и карманных. Надев военную форму, он подходил на улице или на базаре к любому военному — а их тогда было очень много — и строго задавал вопрос: «Сколько раз товарищ Жуков был награжден Звездой Советского Союза?». Растерявшийся военный «зависал», судорожно припоминая, чтобы не опозориться перед «собратом по оружию», а «собрат» тем временем бесшумно снимал с руки или вынимал из его кармана часы. Однажды ему все-таки изменила воровская удача — его задержали. Дома у «щипача» обнаружили пять ведер часов...
Эти и другие приключения ростовских воров давно стали легендами. Сегодняшние правонарушители давно уже не те рыцари «без страха и упрека», да и век назад все наверняка выглядело не так романтично, как это рассказывается в ростовских и одесских легендах. Однако прозвища «мама» и «папа», похоже, еще долго будут сопровождать два южных города, которые в 2009 году официально стали побратимами. Союз наконец-то узаконен.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов