Они выпускались в считанных экземплярах, но сыграли важную роль, став трамплином для развития производства более совершенной бронетехники
Советские Т-34 и КВ-1, немецкие «Тигры» и «Пантеры», британские «Черчилли» и «Матильды», американские «Шерманы» и «Ли»… Они принимали участие во всех главных танковых сражениях Второй мировой войны. Каждый из образцов этой бронетехники имел свои достоинства, а также недостатки, которые инженеры пытались исправить, внося в конструкцию важные и полезные изменения. Как результат появлялись промежуточные танки. Они так и не смогли стать основными, но с честью воевали, помогая пехоте обороняться и проводить неожиданные атаки.
Французский S35
Перед началом Второй мировой войны танковые подразделения Франции считались наиболее мощными в мире. Их средний танк S-35 по мощи и защищенности значительно превосходил популярные немецкие PzKpfw III, «трешки», как эти машины называли в СССР. Лобовая броня S35 толщиной 36 мм была практически не уязвима, а нарезная полуавтоматическая пушка калибра 47-мм с легкостью пробивала броню любой бронетехники Германии.
Французы были уверены в превосходстве своей боевой техники. Однако они ошиблись. Во время французской компании 1940 года они так и не смогли проявить себя в бою с более искушенными в тактике танковых сражений немцами, и практически все танки этой модели (их было выпущено чуть больше 400) достались Гитлеру в качестве трофеев.
В отличие от трофейных советских Т-34, которые гитлеровцы вводили в состав своих танковых подразделений, французский S35 не вызвал у них особого уважения. Немцы посчитали нецелесообразным его использование в крупных сражениях, поэтому применяли при проведении карательных операций. Например, в Югославии, где Германии противостояла практически полноценная партизанская армия Иосифа Броз Тито. Часть трофейных танков S-35 были переданы союзникам в Италии, Болгарии и Венгрии.
Одесский танк НИ-1 «На испуг»
При обороне Одессы летом-осенью 1941 года ее защитникам катастрофически не хватало бронетехники. Руководство города приняло решение выпускать эрзац-танки на основе гусеничного шасси трактора СТЗ-5. На обшитое броней и ужасно грохочущее чудовище устанавливали 37-миллиметровые пушки или пулеметы (в зависимости от того, что находилось под рукой).
Это подобие бронемашин двигалось с очень небольшой скоростью до 20 километров в час, но наводило на противника ужас. Известен случай, когда в ночь на 20 сентября 1941 года наступавшие на румынские позиции 20 танков НИ-1 заставили последних спешно отступить, бросив в окопах оружие и боеприпасы. Как потом рассказывали пленные, они подумали, что столкнулись со сверхновым оружием русских.
Именно после этой атаки не имевшие до этого своего названия бронемашины стали называть НИ-1 «На испуг». Всего до октября 1941 года было выпущено 69 экземпляров НИ-1. Они прикрывали эвакуацию советских войск из осажденной Одессы и практически все были уничтожены артиллерией гитлеровцев.
В сентябре-октябре на Харьковском тракторном заводе было выпущено около 50-60 аналогов НИ-1 на основе тракторного шасси СТЗ-3. Они принимали участие в обороне Харькова, но своего танкового названия так и не получили, оставшись просто бронетракторами ХТЗ-16.
Немецкая разведывательная «Рысь»
В 1942-1943 годах в пехотные подразделения Вермахта начали поступать легкие танки Panzerkampfwagen II Ausführung L Luchs, или «Рысь», которые предполагалось использовать для проведения разведки боем и выявления огневых точек противника. Это были очень легкие боевые машины с весом менее 12 тонн, развивающие по бездорожью скорость до 50 км в час. Несмотря на достаточно слабое бронирование, они являлись очень сложной для поражения мишенью, а 20-миллиметровая пушка KwK 38 и пулемет MG 34 позволяли им быстро уничтожать огневые точки противника.
Однако промышленность фашистской Германии из-за недостатка ресурсов вынуждена была перевести все производственные мощности на выпуск более мощных «Пантер» и «Тигров», пожертвовав легкой и недостаточно защищенной «Рысью». Всего был выпущен 131 экземпляр, почти все машины поступили в учебные центры Вермахта и использовались при подготовке будущих танкистов.
Мощный КВ-85
В мае-июле 1943 года фашистское командование направило на Восточный фронт партию первых «Тигров», которые были практически неуязвимы для огня нашей бронетехники, а сами без проблем уничтожали советские танки. В ответ было решено провести модернизацию лучшего танка Европы 1941 года КВ-1 (Клим Ворошилов), заменив его башню, которая должна была получить более мощную 85-миллиметровую пушку вместо стандартного орудия калибра 76 мм.
Уже в августе того года была выпущена первая боевая машина нового типа, а всего до октября 1943 года удалось передать армии 148 КВ-85. К сожалению, главным недостатком нового танка оказалась его тяжесть и неповоротливость, а также толщина брони, не выдерживавшая прямых попаданий снарядов «Тигра» и «Пантеры». Зато новая пушка продемонстрировала великолепную эффективность, и ее решено было устанавливать на танки Т-34-85.
После внесения существенных изменений в конструкцию КВ-85 он превратился в самоходную пушку ИС-1 (Иосиф Сталин), которая громила фашистов до самого конца войны. КВ-85 применялся преимущественно в обороне и поддержке прорывов пехоты. Большая часть этих танков сгорела в бою, в музеях хранится всего несколько экземпляров.
Почти не воевавший американский M26 Pershing
В феврале 1845 года американские войска в Европе получили тяжелый танк M26 Pershing. Он несколько уступал в ходовых характеристиках легендарному «Шерману», но имел лучшую броневую защиту. Мощная 90-миллиметровая пушка M3 с расстояния в 1200 метров могла пробить лобовую броню «Тигров» и «Пантер», которые на заключительном этапе войны действовали в основном из засад.
Низкая маневренность «Першингов» сыграла роковую роль с несколькими десятками этих боевых машин, попадавших под обстрел. Первый снаряд практически никогда не пробивал броню M26 Pershing. Но прекрасно обученные немецкие танкисты без труда успевали поразить цель 2-3 боеприпасами, вызывая детонацию боекомплекта и взрыв американского танка. Всего во Второй мировой войне приняло участие до 100 танков M26 Pershing, а до 1953 года их было выпущено 1436 единиц.