Многим из вас наверняка будет интересно «полистать» яркие страницы долгой жизни всемирно известного художника. Будьте уверены: знакомые с детства полотна заиграют новыми красками!
Если бы он не занялся живописью, наверняка стал бы музыкантом. В детстве, работая «мальчиком» в феодосийской кофейне, пацан мигом подхватывал услышанные мелодии и тут же наигрывал их на скрипке. Один из посетителей, расчувствовавшись, подарил шустрому пареньку свой инструмент. С ним Ованес Айвазян, известный всему миру как Иван Айвазовский, не расставался всю жизнь.
…В тот вечер в зале тоже звучала музыка. Возможно, это был Шопен. Или Моцарт. Эти композиторы особенно нравились Ованесу за умение импровизировать - он сам, создавая свои знаменитые марины, часто использовал этот прием. Рисовать с натуры, часами просиживая за мольбертом на берегу моря, - не про него.
«Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их», - говорил Айвазовский.
Современники отмечали его фотографическую память: художнику хватало одного взгляда и нескольких штрихов в блокноте, чтобы уже в мастерской облачить впечатления в краски.
Да и пробивался к славе он тоже легко, как по нотам. В первую очередь Айвазовскому везло на людей, которые всячески способствовали его успеху. Губернатор Феодосии отправил юного Ованеса-Ваню учиться в Симферополь. Вскоре его приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Оттуда талантливого студента послали совершенствовать и развивать навыки в Венецию. Из Италии он вернулся мегапрофи.
Происки Юлии
…Да-да, несомненно, это были Шопен или Моцарт - на приеме у богатой вдовы в Санкт-Петербурге, где за вошедшего в моду художника наперебой сватали дочек озабоченные мамушки. Там Айвазовский увидел строгую девушку в черном платье и, как сказали бы сегодня, запал. Он не стал тянуть с предложением, и, на счастье, Джулия Грейвс - она служила гувернанткой в богатом доме - ответила «да».
«В две недели все было кончено», - докладывал художник знакомым, сообщая о женитьбе. Спустя девять месяцев на свет появилась их старшая дочь Елена. Всего в браке с Юлией Яковлевной, как на русский манер называли дочь британского медика, лечившего Александра I, у художника родилось четыре девочки.
Долгие годы супруга во всем поддерживала мужа. Путешествовала вместе с ним за границу, принимала многочисленных гостей и даже, как и Иван Константинович, увлеклась раскопками древних курганов близ Феодосии и Керчи. Составляла опись найденных артефактов и отправляла их в Петербург. Казалось, в жизни живописца стоял абсолютный штиль.
Но назревала буря. «Девятый вал», который рано или поздно накрывает каждого из нас, на художника обрушился после 20 лет супружества.
Вкусив удовольствий светской жизни, Юлия Яковлевна заскучала рядом с пропадающим за мольбертом мужем. Все чаще убегала из скромной Феодосии в Одессу и Санкт-Петербург. Начались раздоры. Женщина стала раздражительной, врачи определили у нее нервную болезнь и порекомендовали более мягкий климат. Она окончательно перебралась в Одессу. С собой забрала дочек, заставив их подтвердить, что они не желают оставаться с отцом.
«Исчезло спокойствие в моем доме, - пишет художник прошение о разводе в Синод армянской церкви. - Почти двадцать лет жена клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного…»
Вымотавший обоих супругов развод тянулся несколько лет. Айвазовский оставил каждой из дочерей по имению в Крыму. В семейном разладе многие обвиняли Юлию. Называли ее вертихвосткой, мечтающей блистать в свете, упрекали в корысти. Но те, кто знал эту женщину ближе, уверяли: мечтая уехать из Феодосии, она прежде всего хотела дать дочерям лучшее образование и найти им достойную партию. И это ей удалось.
Впрочем, даже после развода, когда в жизни Айвазовского появилась другая женщина, Анна Саркизова, Юлия Яковлевна продолжала жаловаться в инстанции, называя бывшего мужа многоженцем.
Затворничество Анны
Ему - 65, ей - 25. Она вдова феодосийского купца: Айвазовский увидел красавицу армянку на похоронах ее мужа.
Поженились Иван Константинович и Анна в 1882-м.
Художник ревновал молодую супругу к каждому столбу и отчаянно писал ее портреты. Например, «Сбор винограда в Крыму» - в центре картины его Аннушка: молодая, статная, сама как наливная ягода.
В отличие от Грейвс, Саркизову не тяготила жизнь в Феодосии. Посетив вместе с мужем США в 1882 году, она считала дни, когда снова окажется дома.
«Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят - не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», - напишет он.
В 1900-м 82-летнего Ивана Константиновича не стало. Анна закрылась в себе. Из дома на берегу Черного моря она практически не выходила.
Потом Первая мировая, Гражданская, две революции… В Великую Отечественную вдова мариниста меняла на рынке чудом уцелевшие вещи на хлеб и крупу. Почти слепую старушку забрал в Симферополь художник Николай Самокиш. Умерла Анна Михайловна 25 июля 1944 года в возрасте 88 лет. Ее похоронили рядом с мужем в ограде армянской церкви Святого Саркиса, где супруги венчались.
Ландыши Марии
Две законные жены - и ни одной любовной истории вне брака? Непорядок! И вот исследователи уже изучают тайную связь художника с итальянской танцовщицей Марией Тальони. С примой-балериной, соблазнительной, грациозной, обеспеченной.
Мария была старше начинающего живописца на 13 лет - но разве это препятствие для настоящей любви, испепеляющей страсти!
Впервые они столкнулись в Петербурге, причем в буквальном смысле слова: карета, в которой ехала дива, сбила с ног 23-летнего студента. Желая сгладить неловкость, Мария пригласила незнакомца на свой спектакль, а после - в гримерку…
Путешествуя по Италии, художник останавливался в палаццо подруги. Честно звал замуж, но получил отказ. Каждый год в Вербное воскресенье - день, когда Иван и Мария встретились, она неизменно присылала воздыхателю букетик ландышей. После ее смерти, а умерла Тальони в 1889 году, дожив до 88, цветы в Россию отправляла ее дочь.
Помните, у Айвазовского есть картина «Вид Венеции со стороны Лидо» - лодка в умиротворяющем морском пейзаже, а в ней - мужчина и женщина. Биографы установили: это художник и его балерина.
Морские пейзажи для военной разведки?
* В юности Айвазовский был замкнут, не любил компаний, с трудом заводил друзей. Многие отмечали его заносчивость и высокомерие. Этим объясняют конфликт с преподавателем Академии живописи Филиппом Таннером, к которому юношу определили в ученики. Таннер запретил 17-летнему Ивану писать самостоятельно, но тот все равно представил пять картин на выставке академии. Разгневанный мэтр пожаловался царю Николаю I, и полотна убрали. Ослушник был помилован спустя полгода, получив нежданный громкий пиар.
* Существуют конспирологические версии о связи художника с военной разведкой. После назначения Айвазовского живописцем Главного морского штаба, ему стали официально заказывать виды приморских городов и российских портов. Картины мастера получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.
* В Италии Айвазовский приятельствовал с загадочной и темной личностью - Аугусто Векки, который служил адъютантом Джузеппе Гарибальди. В его компании Иван Константинович должен был ехать на выставку в Париж, но тот внезапно исчез. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.
Миниатюра на сладкое
На 50-летие гения был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения: повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от мастера.
Всем пример!
Во время недавней поездки в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев, услышав, что Иван Айвазовский тратил заработанные им суммы на благотворительность и даже подарил землякам несколько источников с пресной водой, обратился к сопровождающим его чиновникам:
- Вы тут все действительные госсоветники 1 класса, что соответствует чину Айвазовского. Вот вы воду куда-нибудь провели, например?
При этих словах министр культуры Владимир Мединский нервно засмеялся.
- Ну, ничего, у вас еще есть время! - добавил премьер.
Родная кровь
Революция и последовавшие за ней события разметали потомков АЙВАЗОВСКОГО по странам и континентам. А трое из девяти его внуков стали профессиональными художниками.
*Михаил Латри - сын старшей дочери Елены - эмигрировал в 1920 году. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
* Его родной брат, Александр Латри, по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II, единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.
* Алексей Ганзен, сын второй дочери Марии, - художник-маринист, профессор, коллекционер. Умер 19 октября 1937-го в Дубровнике. Похоронен на местном православном кладбище.
* Константин Арцеулов, сын четвертой дочери Жанны, стал летчиком, потом был художником-оформителем журнала «Техника молодежи». Скончался в марте 1980-го в возрасте 88 лет.
ТОЛЬКО ЦИФРА
Айвазовский написал за свою жизнь 6 тысяч полотен, организовав свыше 120 персональных выставок.
ТОЛЬКО ФАКТ
Половина картин, выдаваемых на рынке за работы известного русского мариниста, - подделки, пользующиеся неизменным спросом.
КСТАТИ
Увидев виртуозно выписанные морские сцены, посетители выставки Айвазовского в Берлине предположили, что художник - глухонемой: только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.
Прикинь!
Самое дорогое полотно Айвазовского - «Вид Константинополя и Босфорского залива». В 2012-м на аукционе «Sotheby's» картина ушла с молотка за 3,2 миллиона фунтов стерлингов ($5,2 миллиона).