До сих пор люди гадают: что стало причиной страшной катастрофы, случайное стечение обстоятельств, или взрыв, унесший десятки жизней и уничтоживший часть города, был тщательно спланированным террористическим актом?
В мирное время как на войне
Утром 4 июня 1988 года жители города Арзамас проснулись от страшного взрыва. Многие решили, что началась война. Ударная волна была такой силы, что повреждения получили дома в радиусе двух километров от эпицентра, некоторые здания оказались полностью уничтожены, превратившись в груды обломков. Взрыв разрушил более полутора сотен домов. Люди в панике выпрыгивали из окон. Поначалу никто не понимал, что произошло, пока оседала пыль от взрыва, а милиция, военные и врачи в экстренном порядке эвакуировали пострадавших, все боялись, что это только начало какой-то глобальной катастрофы, и готовились к новым страшным событиям.
Одни говорили, что это взрывается нефтеперерабатывающий завод. Память о Чернобыльской трагедии на том момент была тогда жива как никогда. Так как неподалеку находился ядерный секретный город Арзамас-16 (сейчас Саров) многие решили, что взорвалось что-то там, а облако пыли приняли за «гриб» от ядерного взрыва. Кто-то счел, что это американцы устроили бомбардировку ядерного объекта. К счастью, «войну» в тот день отменили.
Читайте также: Кому обязаны жизнью уцелевшие в самой страшной железнодорожной катастрофе в истории России >>
Поезд, «взлетевший» на воздух
Вечером 4 июня, чтобы успокоить находившееся на грани паники население, по радио сообщили, что паниковать не стоит – произошел «взрыв взрывоопасных грузов», взяты пробы воздуха, опасных для жизни веществ в них не обнаружено.
Тогда подробности, конечно, не сообщали. В газетах также ограничились краткой информацией о происшествии. А на самом деле все обстояло так: неподалеку от городской железнодорожной станции Арзамас-1 взорвались три вагона с взрывчаткой для горных работ, которую везли с дзержинского завода им. Свердлова. Сдетонировали 30 тонн тротиловых шашек, 30 тонн аммонала и аммонита (промышленных взрывчатых веществ), около 60 тонн гексогена и октогена и другого опасного груза. На месте катастрофы образовались две гигантских воротки, радиус большей составлял около 76 метров – в ней спокойно мог поместиться девятиэтажный дом. Город оказался без газа, воды, электричества. Кабину электровоза оторвало и отбросило почти на две сотни метров – лишь по счастливой случайности машинист поезда и его напарник остались живы.
Трагедия, которую не забыть
Первое время после взрыва ни милиция, ни военные, ни органы не знали, находились ли в вагонах радиоактивные вещества – и лишь обнаружив сопроводительные документы (их унесло от места катастрофы на несколько сотен метров), все вздохнули спокойно. Второго Чернобыля можно было не бояться. Но последствия все равно были страшными.
В 80-е население Арзамаса составляло около 100 тысяч человек – взрыв затронул почти каждую семью, эвакуировать пришлось около четырех тысяч местных жителей. Почти тысяча семей остались без крова. Пострадали около 1500 человек, на месте взрыва работали все «скорые» Арзамаса, а раненых было столько, что их пришлось выкладывать во дворах больниц и госпиталей. Там же медики оказывали первую помощь и обрабатывали раны – даже коридоры больниц оказались переполнены. Тогда погиб 91 человек – но это только официальная информация, многие местные жители до сих пор уверены, что истинное количество жертв просто замолчали. По городу еще долго ходили страшные слухи – о сотнях погибших, о том, что все раненые скончались.
Случайность или диверсия?
Расследование было долгим, им занималась специально созванная правительственная комиссия, но установить причины арзамасского взрыва так и не удалось. Отрабатывались десятки версий, рассматривали варианты самопроизвольного взрыва взрывчатки (наиболее вероятный - в результате механического повреждения), террористического акта, тщательно спланированной диверсии, организованной иностранными спецслужбами. Имела место версия и неисправности проходившего под железнодорожными путями газопровода.
Многие местные жители до сих пор считают, что это была диверсия или теракт. Впоследствии даже заговорили о некой мистической версии, о том, что произошедшие было предопределено, но неизвестно кем, то ли определенными людьми, то ли неведомыми силами. Мол, через некоторое время после трагедии в прокуратуру неизвестный прислал настенный календарь с фотографией Олега Янковского и на нем якобы был выделен день 4 июня, а стрелки часов на руке актера стояли на четырех.
Но самое странное – ровно через год, 4 июня 1989 года аналогичная трагедия, только гораздо более масштабная, произошла под Уфой, на 1710-м километре Транссибирской железнодорожной магистрали. Тогда в результате утечки газа из газопровода взорвались сразу два поезда, погибли более полутысячи человек. И, как и в случае с арзамасской катастрофой, установить точную причину взрыва не удалось.