Станет ли новый трубопровод источником проблем или помощником для нашей страны?
Во вторник, 29 мая, в Баку официально открыли новый международный газопровод. Топливо по «Южному газовому коридору» пойдет через Турцию и Грузию в страны Европы, в первую очередь в Италию.
Чем может обернуться появление такого «игрока» на международном рынке торговли газом и не вызовет ли это нежелательного для России падения цен? Почему проект помогали продвигать США и Великобритания и как наша страна сможет использовать его в своих интересах?
Ответить на эти и другие вопросы мы попросили эксперта EG.RU Рустама Танкаева, члена комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты России.
- Рустам Уланович, первый и главный вопрос – насколько опасно для России появление такого «конкурента», как «Южный газовый коридор»?
- Я бы не драматизировал ситуацию. Десять миллиардов кубометров газа, на которые рассчитан азербайджанский трубопровод, - это лишь около 5% от всего потребления газа в Европе. Чтобы серьезно повлиять на рынок, этого недостаточно.
- Но это лишь начало. Возможно, в будущем эта цифра вырастет?
- Надежды на большие запасы газа на шельфе Азербайджана не сбылись, достаточно крупных новых месторождений найти не удалось. Та пропускная способность, на которую рассчитан сейчас «Южный газовый коридор» - это все, что может дать Азербайджан.
- Газ по «Коридору» в основном будет идти в Италию. Не удастся ли Баку «выдавить» россиян хотя бы с этого рынка?
- Вряд ли. Дело в том, что топливо, которое наша страна поставляет в Италию – это «совместный продукт». Итальянские компании работают на российских проектах совместно с нашими, поэтому газпромовский газ законтрактован надолго, и условия его поставки весьма мягкие.
Тем более мы знаем, как Азербайджан торгует своими энергоносителями. Он всегда стремится взять максимальную цену, все продается через аукционы. Соответственно, их более дорогой газ на европейском рынке российскому не конкурент.
- Значит, России можно не опасаться демпинга со стороны Баку?
- Совершенно верно. Объемы торговли у Азербайджана оказались меньше, чем они надеялись. Поэтому рассчитывать на то, что они будут снижать цены ради увеличения доли рынка, не приходится.
Я думаю, весь объем, который можно будет поставить на рынок Европы из России, будет полностью востребован. А вот остаток потребления будет компенсироваться как раз поставками из Азербайджана.
- А что же собственный газ?
- В Европе он кончается, в ближайшее время планируется остановить крупнейшее газовое месторождение на шельфе, которое обеспечивало поставки примерно такого же объема, как «Южный коридор». Место этого топлива и заместит азербайджанское.
- Как вы оцениваете участие в проекте США и Англии?
- В этом нет ничего удивительного. Их стратегическая задача - привлечь как можно больше газа, который был бы альтернативой российскому.
- Сможет ли Россия как-то использовать «Южный газовый коридор»? Например, для поставок в Европу собственного голубого топлива.
- Такая возможность обсуждалась. В Азербайджане, где начинается «Коридор», нет российского газа. Но он есть в других местах, куда уже проложены наши газопроводы – например, «Турецкий поток». Поэтому я считаю, что в целом нам следует благожелательно относиться к «Южному газовому коридору» и всячески его приветствовать. Для нас это скорее поддержка, а не проблема.