Матвей Шапошников: опальный генерал, который отказался стрелять по своим
Матвей Шапошников достойно прошел горнило Великой Отечественной войны, заслужил звание Героя Советского Союза, стал участником Парада Победы. Казалось бы, испытания позади, но однажды ему отдали приказ расстрелять мирную демонстрацию рабочих из тихого прежде Новочеркасска.
Читайте также: Как в СССР расстреливали бунтующих рабочих >>
Вслед за комиссаром
Матвей родился 29 ноября 1906 года в семье белгородского крестьянина Кузьмы Шапошникова. Голод погнал 16-летнего подростка в стремительно развивающийся Кривой Рог, на шахту «Коммунар». Забойщик Шапошников пользовался серьезным авторитетом, руководство подумывало отправить его на учебу, но все изменил 1928 год, когда в Кривой Рог приехал комиссар Одесской пехотной школы. Речь офицера была настолько проникновенной, что Матвей Шапошников, как и несколько его товарищей, решили вступить в ряды РККА. В Одесской пехотной школе он стал партийным. А после выпуска получил должность командира взвода 135-го стрелкового полка.
Уже через год перспективного офицера направили в Москву, где он с отличием окончил курсы Военной академии механизации и моторизации РККА, а после советско-финской войны - Военную академию РККА имени Фрунзе.
Поражения и победы
Великую Отечественную войну начальник оперативного отдела 37-й танковой армии Матвей Шапошников встретил на Западной Украине. Он принял участие в приграничном сражении под Бродами, где Красная Армия потерпела катастрофическое поражение. В августе 1941 года под Уманью дивизия оказалась в немецком котле и была полностью разгромлена, но Матвей Шапошников сумел вывести к своим часть личного состава.
Потом было длительное отступление до Сталинграда и разгром армии Паулюса. Танковые подразделения Шапошникова принимали там самое непосредственное участие. В сентябре 1943 года танковая бригада под командованием полковника Шапошникова с ходу овладела городом Переяслав-Хмельницкий, а сам командир во главе мотострелкового батальона форсировал великую украинскую реку Днепр. Удар был настолько неожиданным, что, пока немцы собирались сбросить десантников в воду, на правый берег Днепра успела переправиться вся бригада.
Именно этот подвиг позволил Красной Армии закрепиться на Букринском плацдарме, откуда было организовано последующее наступление на Киев. Родина высоко отметила заслуги Матвея Кузьмича Шапошникова, наградив его Золотой Звездой Героя Советского Союза. Шапошникова удостоили чести принять участие в Параде Победы, где он возглавил сводный батальон танкистов, представлявших Третий Украинский фронт.
Мясной бунт
После войны всего за 15 лет он прошел путь от командира механизированной дивизии до заместителя командующего Северо-Кавказским военным округом. Генерал-лейтенант Шапошников пользовался непререкаемым авторитетом у подчиненных, которые ценили командира за совесть, боевую мудрость и стремление принимать исключительно взвешенные решения.
Именно эти черты характера поставили Матвея Шапошникова перед нелегким выбором начала июня 1962 года, когда ему пришлось в экстренном порядке вылететь в бунтующий Новочеркасск.
Бунт для СССР был сродни высадке инопланетян, но руководитель страны Хрущев «постарался». В конце мая 1962 года, как тогда любили писать «по просьбам трудящихся», были повышены цены на дефицитные мясо (на 30 процентов) и масло (на 25 процентов). А руководители Новочеркасского электровозостроительного завода в этот же момент на треть увеличили норму выработки, тем самым уменьшив доходы работяг. Примерно тысяча человек пошли к зданию заводоуправления обсудить ситуацию.
Руководство города сообщило в Москву о начале антиправительственного мятежа. Не любивший разбираться в «мелочах» Никита Хрущев отдал приказ с помощью армии разогнать митингующих, и, если потребуется. «утопить город в крови».
Поднятые по тревоге армейские гарнизоны были стянуты в Новочеркасск, но вышедшие с портретами Ленина и требованиями «Хрущева на колбасу» люди уже почувствовали свою силу и категорически отказались расходиться.
Главный подвиг
2 июня 1962 года демонстранты двинулись уже в сторону горкома КПСС, где надеялись донести проблемы до руководства города. На их пути оказались танкисты генерала Матвея Шапошникова, получившего однозначный приказ уничтожить каждого, кто ступит на мост через реку Тузлов.
В отличие от сидящих в Москве руководителей государства боевой генерал увидел перед собой мирных людей, в том числе много женщин и детей, которые не имели при себе никакого оружия и не собирались никому угрожать. Стрелять в своих сограждан боевой генерал посчитал величайшей подлостью. Он отдал приказ не препятствовать продвижению протестующих, а все боеприпасы были немедленно сданы на склады.
К сожалению, мудрое решение Матвея Шапошникова не было поддержано другими командирами, которые на городской площади все же открыли огонь по демонстрантам. По официальной информации, в результате этого расстрела погибло 26 человек, включая женщин и детей, а ранения получили около сотни жителей города. Независимые источники рассказывают о гораздо большем количестве жертв.
Только военные подвиги и звание Героя Советского Союза уберегли Матвея Шапошникова от ареста и трибунала, но на карьере перспективного генерал-лейтенанта был поставлен жирный крест.
Борьба с «ветряными мельницами»
Понимая все чудовищность произошедшего, боевой генерал принял решение пойти в свой последний бой. На этот раз против бюрократов, лизоблюдов и подонков, для которых жизнь своих сограждан не значила совершенно ничего. Он начал рассылать письма советским писателям, в центральные органы власти и ВЛКСМ с просьбой честно рассказать советскому народу о событиях в Новочеркасске, но его так никто и не захотел услышать.
Трогать командира власть не осмелилась, но едва Матвею Кузьмичу исполнилось 60 лет, его незамедлительно отправили в отставку. Усмирить отставника было гораздо проще. Уже через несколько месяцев Матвея Шапошникова исключили из партии, а в августе 1967 года в отношении него возбудили уголовное дело за антисоветскую пропаганду.
Давление было настолько сильным, что Матвей Кузьмич вынужден был пойти на сделку со следствием, продемонстрировав «деятельное раскаяние». В качестве простого пенсионера он жил в Ростове-на-Дону, надеясь на реабилитацию, которая прошла лишь через 21 год.
На волне перестройки и гласности в декабре 1988 года с генерал-лейтенанта Матвея Шапошникова сняли все обвинения, восстановили в КПСС, установили памятную доску на доме, где он жил. Но вернуть бесцельно потраченные годы так и не смогли. Умер Матвей Кузьмич Шапошников 25 июня 1994 года.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов