Местные власти обратились к еатральному режиссёру Эдуарду Боякову, чтобы он привнёс искусство в их летнюю жизнь
В горах над Сочи, в горно-лыжном курорте «Роза Хутор», летними вечерами было нечего делать, разве что тупо сидеть в баре. Местные власти обратились к культовому московскому театральному режиссеру и продюсеру Эдуарду Боякову, художественному руководителю театра «Практика» и вдохновителю «Золотой маски» и «Новой драмы», чтобы он привнес искусство в их летнюю жизнь.
Эдуард Бояков – строгий красавец с длинными седыми волосами и горящим взглядом гуру – индийского святого, человек, который себя заново изобретает каждые несколько лет, завзятый сердцеед, постоянный герой светской хроники, - как раз вернулся из Воронежа, где он пытался создать региональное искусство, избежав проколов Марата Гельмана, который, как вы помните, поднял против себя спокойных пермяков.
Эдуарду давно хотелось сделать что-нибудь грандиозное, немыслимое, да еще и в соответствии со своими новыми идеями. Он супер-продюсер в экстремальных условиях – один его «Борис Годунов» на Соборной площади Кремля чего стоит! Тем более что Бояков переосмыслил свое отношение к Российскому государству, истории и традиции. Из самого что ни на есть креакла и грантоеда он превратился в православного крымнаша.
Не из-за бабла, не подозревайте. Денег и славы западные структуры дают не меньше. Просто одни уходят в буддизм, а другие, как Бояков – находят путь к монастырским старцам и к дальним обителям. Но искусства он не оставил, а наоборот – решил сочетать высокое современное искусство с русской традицией.
Предложение создать шоу на Кавказе его прельстило. Бояков сам родом с Кавказа, правда, с востока – из Дагестана. Более того, он и раньше работал на Кавказе – поставил в Осетии «Золото нартов». И место ему предложили знаковое – на Красной Поляне полтораста лет назад завершилась длившаяся шестьдесят лет кряду Кавказская война. Здесь в мае 1864 последний русский наместник Кавказа, великий князь Михаил Николаевич (конечно, Романов) принял парад победителей - русских войск, замиривших черкесов и адыгов.
Бояков обратился к своим старым друзьям и коллегам, и так возникло роскошное шоу на открытом воздухе на высоте 1200 метров над уровнем моря – «Кавказские пленники», квинтэссенция истории Кавказа и России на Кавказе.
Разноцветные гигантские фигуры, внушительные спецэффекты, огонь, громы и молнии, явление Прометея, лезгинка на сцене – и в качестве декорации, на заднем плане - потрясающий ландшафт Кавказских гор.
Я был на премьере – шел дождь, зонтиков не хватало, в горах лежал туман, не все эффекты срабатывали, но впечатление было сильное. Зрителям нравилось – они скандируют «Молодцы», аплодисменты долго не стихают. Понравилось и мне – зрелищно, красиво, необычная оригинальная музыка, классный коллектив «Огненные люди», знакомый по Сочинской олимпиаде. Сильное пение. Отличная акробатика и хореография. Будет идти до конца сентября по крайней мере – каждый день.
С идейной стороной, которая, казалось бы, должна быть сильной у такого идеологического творца, как Бояков, получилось провисание. В спектакле – противопоставление Кавказа, его горцев – и внешней силы. Когда-то внешней силой была Греция, затем - Византия, а в наши дни – Россия. Почему горцы покорились? Из-за чего был конфликт? Бояков не отвечает, или отвечает неубедительным «Будьте как дети».
А казалось бы, была возможность очень коротко и просто объяснить проблемы и конфликты. Горные племена воевали между собой не меньше, а то и больше, чем с посторонними. Россия их замирила, то есть запретила воевать и грабить. При этом замирении пострадало множество людей, в первую очередь черкесов. В Израиле, Иордании и других странах Ближнего Востока живут с тех пор сотни тысяч черкесов (на Кавказе их называют адыгами и другими этнонимами, но на Ближнем Востоке они все – черкесы).
Черкесы пострадали куда больше, чем чеченцы – потому что дольше не соглашались примириться с Россией. Но когда черкесы примирились – они получили все отличия Империи, дворянство, свободу от налогов. Сравнивать с команчами и американцами не приходится. Да и с израильтянами и палестинцами – тем более. Хотя подавление кавказской вольницы было жестоким и кровавым, примирившимся дали равные права и больше того.
Русские защитили грузин и армян от их буйных набегов – но благодарности от этих народов не снискали.
Воевали они не из-за рецепта каши, как в спектакле. Воевали они из-за вполне понятных и недетских вещей. И Бояков мог бы не тривиализировать эту тяжелую Кавказскую войну – а попытаться на нее ответить просто и убедительно. Пока это не вышло.
Но спектакль все равно красивый и зрелищный, да и есть еще время доработать нюансы и даже установки.