Доцент журфака МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Прутцков об эффективности Единого государственного экзамена
Доцент журфака МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Прутцков: «Введение системы ЕГЭ улучшило состав студентов, уровень их знаний».
На журфак не набирали «инопланетян», система ЕГЭ эффективна, а поступающим на журфак не хватает знаний историй, считает доцент журфака МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Прутцков.
- Григорий Владимирович, сейчас ходит информация, что на журфак МГУ набрали людей, которые не знают самые элементарные правила русского языка, появилась провокационная статья, в которой первокурсников журфака называют «инопланетянами». Как Вы оцениваете результаты набора последних двух лет?
- На самом деле, статья, о которой идет речь, – провокация , элемент информационной войны, потому что она была написана и опубликована осенью 2009 года, и очень странно, что сегодня, спустя столько времени, про нее вспомнили. Хотя, странного ничего нет, потому что сейчас идет конкурс поступления абитуриентов, люди выбирают куда поступать, и, конечно, когда читают такой материал, что на журфаке неграмотные студенты, то это не в пользу журфака, и опять же, никому не приходит в голову, что диктантов и контрольных работ у студентов сейчас, в июле, не может быть, ну и конечно же, простой поиск в Google или Яндексе может показать, что этот материал был опубликован в 2009 году.
Что касается последних наборов, я могу сказать, что введение системы ЕГЭ улучшило состав студентов, уровень их знаний, многие могут со мной не согласиться, сказать что система ЕГЭ ущербна и так далее. Конечно, в этой системе есть много недостатков, с этим не спорю, но во-первых, она совершенствуется, каждый год что-то меняется, во-вторых, когда не было системы ЕГЭ, и сдавали внутренние экзамены, то из поступивших на первый курс было большинство москвичей, четверть иногородних студентов, сейчас, когда люди поступают по ЕГЭ , у нас ситуация практически обратная, у нас 2/3 иногородних студентов и треть москвичей. То есть вы видите, как введение ЕГЭ при всех его недостатках изменило состав студентов, сейчас студенты приезжают со всех концов страны, московский университет стал университетом всероссийским , как и было раньше, это уже большой плюс введения ЕГЭ. Также я не могу сказать , что наши студенты безграмотные, конечно ,пишут с какими-то ошибками, есть неграмотные студенты, но я в каждой группе регулярно провожу письменные контрольные работы, сочинения, и могу сказать, что грамотность в целом нормальная. Я читал ответ одного из первокурсников, опубликованный в одном из сетевых СМИ, также мне это ребята рассказывали лично, что их после последней пары в 6 вечера посадили в аудитории, диктовали без микрофона, не дали возможность проверить, не повторяли текст, сразу собрали листы. То есть понимаете в такой ситуации, когда 300 человек после девятичасового учебного дня сидят в душной аудитории, им тихо что-то диктуют, отбирают листы, конечно, уровень грамотности будет ниже, чем если бы люди нормально сели и написали, как у нас диктанты обычно проходят, поэтому, в общем-то, это некорректный был способ проверки знаний. Сейчас идет эта информационная война в соц-сетях, которую кто-то устраивает, сейчас июль, приемная кампания, возможно, это какие-то конкуренты, которые хотят увести от журфака абитуриентов к себе.
- Как Вы считаете, чего на данный момент не хватает абитуриентам ?
- Абитуриентам не хватает знания истории, понятно, что сейчас очень плохо изучают историю в школах, если раньше , допустим, абитуриент понимал какие-то исторические закономерности, то сейчас этого меньше, но у нас история не профилирующий предмет, поэтому не так видно. Кроме того, сейчас не хватает профессиональной практики, например, 10 лет назад обязательным условием было то, что абитуриент должен был представить 5 публикаций, без этого даже документы не принимали, сейчас публикации не нужны, поэтому сейчас далеко не у всех есть какое-то понимание что же такое журналистика. Если раньше абитуриент начинал осознание в 10-ом, 11-ом классе или хотя бы приближался к осознанию, то сейчас люди очень часто вообще не понимают, а когда их спрашивают на собеседовании, почему вы выбрали журналистику, то часто бывает, что мотивация недостаточно глубока. Хотя это все тоже поправимо, потому что человек в 17,18 лет быстро что-то усваивает, но если бы люди публиковались перед поступлением, то мне кажется, можно было бы сделать это не обязательным условием, а давать какие-то баллы, например как за сочинение, значок ГТО, вот если бы так сделали, наличие публикаций, давало бы 2-3 балла, то уровень абитуриентов бы вырос, по крайней мере на журфаке.
- Что Вы считаете главным для будущих журналистов? Какие качества?
- Вы знаете, об этом еще Ломоносов писал в 1755 году в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов», и в общем-то критерии не изменились, он ставил во главу угла профессиональную этику, порядочность. Моя формула такая, что главная задача журналиста – оперативно находить достоверную информацию и оперативно доставлять ее до читателя, слушателя, зрителя. Это я и хочу видеть в студентах, которые решили стать журналистами.
- Чтобы Вы могли посоветовать тем, кто только готовится поступать на журфак?
- Я бы посоветовал прийти в редакцию, не обязательно какую-нибудь престижную, а просто в обычную редакцию, может в муниципальную, районную газету и сделать несколько публикаций для того, чтобы изнутри посмотреть , понять профессию журналиста, есть газета «Пионерская правда», которая как раз занимается с юными журналистами, так что если бы абитуриент зашел и посмотрел в течение летних каникул или учебного года, то мне кажется, он получил бы только пользу.
- А вот Вы помните себя в возрасте абитуриентов, как Вы выбирали для себя ВУЗ?
- Тогда, во-первых, не было возможности выбрать несколько университетов, как сейчас, тогда поступали в один и только на одну форму обучения, во-вторых, тогда были вступительные экзамены. Мы сдавали сочинение , историю СССР устно, иностранный язык также устно, у нас был трехступенчатый творческий конкурс, ну и плюс за школу у нас было семь выпускных экзаменов, шел средний балл аттестата, поэтому система была другая, и опять же, да, публикации, у меня было около десяти публикаций. С класса 9-ого, наверное, я выбрал журфак, мне понравилось, и я хотел в другие ВУЗы, их было не так много, РУДН, МГИМО и МГУ, три вуза, которые готовили журналистов, в первом и втором мне не очень понравилось, поэтому тут выбор сделан был раз и навсегда, и я ни разу об этом не пожалел.