Действительно ли в июле продукты исчезнут из магазинов?

Пустые полки магазина
Фото: Wikimedia.org / Источник: Продовольственный кризис
По бумажным и электронным СМИ пошла волна публикаций о том, что с 1 июля в продуктовых магазинах станет намного меньше товаров. EG.RU разобрался, что ждет покупателей на самом деле.

1 июля 2018 года. Полупустые полки магазинов. Некоторых видов товаров вообще не найти. Встревоженные бабушки голосят кто про скорое подорожание («припрятали все, мироеды»), кто про начало войны («при Сталине так же было»). Паника – великая вещь: в магазинах выстраиваются очереди, продукты расхватывают впрок, люди наперебой ругают коммерсантов и чиновников… Примерно такую картину можно представить себе, если верить всем алармистским предсказаниям.

Что такое система «Меркурий»

Что же будет в реальности? 1 июля для всех участников рынка пищевой продукции станет обязательным подключение к системе «Меркурий».

Официальное описание системы написано на чиновничьем языке и едва ли может быть названо достаточно внятным: «Автоматизированная информационная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности». В переводе на русский это означает, что перед нами аналог ЕГАИС (контроль оборота спирта) для всей пищевой продукции, система сертификации и электронного отслеживания всего пути товара от производителя до потребителя.

Понятно, что и сейчас вся пищевая продукция на наших полках сертифицирована – кроме контрафакта, с которым должны бороться компетентные органы. Но «Меркурий» не только меняет бумажную сертификацию на электронную, но и подключает функцию отслеживания перемещения продуктов – все становится прозрачнее. Кроме того, обязательной ветеринарной сертификации должна подвергаться и готовая продукция: скажем, сейчас сертифицируются ингредиенты для производства колбасы, но не сама колбаса.

Понимание проблемы появилось не вчера. Уже в апреле было ясно: ситуация критическая. В X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка») говорили тогда: «У нас большое количество поставщиков продукции, которая подлежит ветеринарной сертификации, со всеми из них мы находимся в контакте, но статус на 10 апреля неутешителен… 50% не провели комплекс мероприятий по внедрению «Меркурия» либо не провели тестирование собственного оборудования». Те же цифры называли и в «Магните». А на магазины двух этих сетей в ряде регионов приходится до половины продаж продуктов.

ЕГАИС, с которой справедливо сравнивают «Меркурий», заработала далеко не с первого раза: систему запускали по частям, дату старта несколько раз переносили, вводили льготные периоды… «Меркурий» тоже должен был заработать с 1 января 2018 года, но мольбы производителей и ритейлеров дошли до властей: рынку подарили полгода свободы.

Зачем нужна система «Меркурий»?

Вы никогда не травились вполне аппетитными на вид продуктами? Подделок в магазинах – масса, причем сами продавцы чаще всего даже не знают, чем торгуют. Так, в Россельхознадзоре утверждают, что 25% молочной продукции в рознице – фальсификат. Введение прозрачной системы отслеживания пути молока от коровы до прилавка, по замыслу чиновников, должно существенно сократить число подделок. То есть в основе всего – забота о нашем здоровье.

Противники излишнего администрирования, впрочем, предъявляют свои доводы – ЕГАИС так и не смогла справиться с контрафактным алкоголем. Зайдите в ближайший супермаркет эконом-класса, купите бутылочку «коньяка» по 400 рублей за 0,5 л и насладитесь чарующей смесью спирта, воды, красителя и ароматизатора. Более того, контрафакт может оказаться даже качественнее «настоящего» продукта от сертифицированного производителя: так, наши малосъедобные «сыры» сплошь и рядом оказываются «сырными продуктами», хотя производят их полностью легальные заводы. Впрочем, на сыры, как и колбасу, также должна распространиться новая ветеринарная сертификация. Возможно, это как-то улучшит ситуацию.

Именно сложная в приготовлении продукция, на которую ветеринарные требования распространяются впервые, может временно покинуть прилавки в начале июля 2018 года.

Главный недостаток «Меркурия»

Итак, участники рынка через СМИ давят на власти, стремясь получить очередную отсрочку, хотя уже понятно, что полностью торпедировать «Меркурий» не получится. Предприниматели затягивают с регистрацией не только потому, что работа «в тени» выгоднее. Есть еще один важный нюанс: не секрет, что чиновники зачастую отстаивают интересы кого-то из производителей или ритейлеров, а доступ к данным «Меркурия» даст богатейший набор информации, бесценной в конкурентной борьбе. Здесь уместно заметить, что крупнейшим акционером ООО «Тандер», владеющим сетью «Магнит», недавно стал окологосударственный банк ВТБ.

Можно, конечно, сперва победить коррупцию, а потом вводить контроль, но что-то подсказывает, что при такой очередности контроля не будет никогда.

Как видим, резоны есть у обеих сторон. Но власть – только у одной из них.

* * *

А теперь – самое интересное. В Россельхознадзоре сообщают, что подключение к «Меркурию» до 1 июля вообще не является строго обязательным. Там рекомендуют ритейлерам не пугать население, а активнее работать с поставщиками. Работать по бумажным документам можно будет и после 1 июля: за это полагаются штрафы, но они совершенно не критичны для крупных производителей. То есть никакого коллапса не будет: при нынешнем раскладе выгоднее заплатить штраф, чем исчезать с магазинных полок. Очень скоро рынок поймет, что вариантов не осталось, и к «Меркурию» присоединятся все.






Импортные овощи могут привести к уменьшению размера и коричневой морщинистости
Помощника главы Россельхознадзора уволили после обвинения в совращении малолетней