На данный момент малый и средний бизнес в России испытывает стагнацию
На данный момент малый и средний бизнес в России испытывает стагнацию. На ситуацию несильно влияют оказываемые государством меры поддержки. По расчетам многих экспертов, сроки окупаемости в популярных сферах работы и деятельности (торговля, общепит, автосервисы) к середине 2016 года выросли, а доходность снизилась. Действия властей по части бизнес-климата предприниматели называют "неоднозначными", но надеются на возвращение к докризисным показателям к середине 2017 года.
Эксперты известной консалтинговой компании провели анализ изменений доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий. Вывод был неутешителен: заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно. В исследовании "Тахометр малого и среднего бизнеса" приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет.
Данные по Москве говорят о снижении доходности и деловой активности малого бизнеса по большинству бизнес-направлений. В начале года наблюдалось некоторое улучшение показателей, но по итогам второго квартала 2016 года показатель окупаемости бизнеса в столице вновь снизился. Более всего от кризиса пострадали автомойки, автосервисы, шиномонтажи. Если во втором квартале 2015 года срок окупаемости автосервисов составлял 7,7 года, то во втором квартале 2016-го — уже 9 лет. Снизилась и доходность — с 2,7 руб. до 5,4 руб. (столько надо инвестировать, чтобы получить 1 руб. выручки). Рентабельность продаж в среднем не изменилась — 28%.
Общепиты Москвы также продемонстрировал снижение доходности. Срок окупаемости кафе за год увеличился с 4,2 до 6 лет, ресторанов — с 6,7 до 8,3 года. Доходность кафе упала с 1 руб. до 2,4 руб. инвестиций на 1 руб. выручки, ресторанов — с 1,6 руб. до 2,4 руб. Рентабельность снизилась с 27% до 24% и с 23% до 22% соответственно. По данным исследования, у 63% торговых предприятий чистая прибыль в кризисные 2014-2015 годы упала более чем вдвое. Незначительный рост продаж начался только с начала 2016 года.
В Санкт-Петербурге, где рентабельность бизнеса в целом немного выше, чем в Москве, ситуация с доходностью схожа со столичной. По итогам второго квартала 2016 года доходность показала отрицательную динамику. Хотя у автосервисов она немного выросла (на рубль выручки нужно уже не 1,7 руб., а 1,3 руб. инвестиций), срок окупаемости увеличился с 4,1 до 4,8 года, рентабельность снизилась с 31% до 25%.
Усилия государства по поддержке малого бизнеса авторы исследования характеризуют как "неоднозначные". С одной стороны, за последние два года государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и утвердило соответствующую стратегию до 2030 года. С другой — продолжает увеличивать нагрузку на бизнес в виде очень странных налогов (квазиналогов, таких как "налог на Google" — НДС для IT-компаний). Также государство поддержало переход к государственной кадастровой оценке ("что повлечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы") и рост числа внеплановых проверок.
Если оценивать в целом результаты исследования, то опрос показал пессимизм предпринимателей относительно текущей ситуации, но при этом — оптимистичный взгляд на будущее. Большинство субъектов малого и среднего предпринимательства намерено достигнуть докризисных показателей 2013 года в середине 2017-го.
Однако, эксперты прогнозируют, что это случится не раньше 2018 года.
В организации содействия предпринимательству "Опора России" подтверждают, что доходность малого бизнеса снизилась. "По итогам прошлого года предприниматели говорили: "Закончили год без убытков — уже хорошо"",— рассказывает руководитель центра экспертизы "Опоры" Олеся Сапа.
Также данные опроса показали, что в условиях растущей конкуренции и снижения спроса малые предприниматели вынуждены и далее снижать издержки, сокращать зарплату персонала, увеличивать время его работы, а также пытаться повысить лояльность клиентов за счет внедрения дисконтных программ и подключения к терминалам безналичной оплаты.