Как спецслужбы охотились на самых знаменитых нацистских преступников
Вторая мировая война способствовала перемещению миллионов жителей европейских стран, кто-то никогда не вернулся домой. Причины у таких решений были разные, и не нынешнему поколению о них судить. Но существовала отдельная категория лиц – нацистские преступники, которые скрывались от правосудия.
К сожалению, устроенная Западом фактическая блокада СССР не позволяла ловить их в странах Европы и привозить для суда в нашу страну. Но и на бескрайних просторах Советского Союза скрывались тысячи палачей, большинство из которых пользовались документами убитых ими же красноармейцев.
Развеселая жизнь Тоньки-пулеметчицы
В 1942 году нацисты на оккупированной территории Брянской области создали марионеточную Локотскую республику, в которой существовали свои репрессивные органы, собранные из самого последнего отребья. С их помощью фашисты периодически проводили карательные экспедиции, не только против партизан, но и против ни в чем не повинных деревенских жителей.
Навевающей ужас местной легендой стала Антонина Макарова, которую в народе называли не иначе как Тонька-пулеметчица. Симпатичная 22-летняя девушка очень любила выпить и погулять, но настоящей страстью для нее стал пулемет «Максим», из которого ей нравилось расстреливать выстроенных в шеренги людей. Только по неофициальным данным, на счету этой дьяволицы не менее полутора тысяч жертв, а фактические цифры могут быть гораздо более значительными.
При освобождении Брянщины Макарова бесследно исчезла. Многие считали, что в этом ей помогли немецкие агенты, оставленные в тылу для ведения диверсионной деятельности. Несмотря на огромную работу, проводимую чекистами, напасть на ее след не удавалось более 30 лет.
В 1976 году в приемную КГБ позвонил один из жителей Брянска, который случайно опознал на улице бывшего начальника Локотской тюрьмы Николая Иванина, а тот вспомнил, что до войны Тонька-пулеметчица проживала в Москве. Оперативно были проверены все москвички, носившие фамилию Макарова, а также женщины, изменившие ее в связи с замужеством. Но результаты оказались отрицательными.
В ходе детальной проверки следователи обратили внимание на анкету одного жителя Тюмени, который, заполняя анкету для выезда за рубеж указал, что в Белорусском городе Лепель у него живет родная сестра, в девичестве носившая фамилию Макарова. За благообразной с виду дамой немедленно установили негласное наблюдение и сделали целую серию ее фотоснимков. Все ее жертвы, которым удалось выжить, без труда опознали в Антонине Гинзбург ту самую Тоньку-пулеметчицу.
При аресте она не стала отпираться и сразу созналась в совершенных деяниях. Шокированные дочери и муж-еврей, родственники которого также пострадали от нацистских преследований, немедленно отказались от родства с ней. Советский суд приговорил Макарову к расстрелу, который привели в исполнение 11 августа 1979 года.
Охота на палача Хатыни
Весной 1943 года на территории Белоруссии полицейским карательным отрядом были заживо сожжены и расстреляны 149 жителей деревни Хатынь.
Долгие годы виновниками трагедии считали фашистов, и лишь в начале 1970-х годов выяснилось, что непосредственными исполнителями этой акции устрашения партизан стали бойцы 118-го полицейского батальона. Он был укомплектован бывшими гражданами СССР, большинство из которых являлись этническими украинцами.
В ходе расследования и суда преступники пытались выгородить друг друга, называя виновником хатынской трагедии некоего Григория Васюру. Сотрудникам правоохранительных органов потребовалось еще более 10 лет для того, чтобы найти и опознать этого палача. Их внимание привлек Григорий Васюра, работавший заместителем директора одного из совхозов Киевщины. Этот уважаемый среди своих односельчан мужчина в 1985 году потребовал, чтобы ему к 40-летию Победы выдали орден Отечественной войны.
Почти год за ним велось негласное наблюдение, собиралась информация, подтверждающая причастность к убийствам сотен мирных жителей. После ареста Васюра всячески отрицал вину. Он сразу признал, что не является ветераном, но до последнего настаивал на своей невиновности в совершении военных преступлений.
Однако это не помогло. Собранные доказательства говорили об обратном, и в 1986 году нацистского преступника приговорили к расстрелу. Все попытки обжаловать приговор ни к чему не привели, и палач Хатыни, пусть и через много лет, получил свою заслуженную пулю.
Американский турист Федоренко
В 1974 году в Крым приехала группа туристов из США, в состав которой входил седовласый мужчина Федор Федоренко. Американский гражданин с удовольствием дышал крымским воздухом и любовался местными достопримечательностями, после чего благополучно вернулся к себе на «родину».
Но оперативная машина КГБ уже начала работать на полную мощность. В базе данных ведомства значилось, что в 1942 году в концентрационном лагере Треблинка тоже служил Федор Федоренко, вместе с другими предателями избежавший заслуженного наказания.
Были опрошены сотни бывших заключенных концлагеря, которые опознали в американском гражданине военного преступника и рассказали, как он лично принимал участие в расстрелах, пытках и издевательствах.
Только в 1985 году, когда отношения СССР и США стали достаточно лояльными, американские власти согласились арестовать Федора Федоренко и передать его для суда в СССР. На публичном суде предатель извивался как уж и рассказывал, что он служил простым охранником и лично не совершал никаких преступлений. Но это не помогло, и вердикт был однозначен – приговорить к расстрелу. Приговор привели в исполнение в 1987 году, когда Федору Федоренко уже исполнилось 80 лет.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов