Один из родителей вправе требовать долг по алиментам с другого, если их общим детям уже исполнилось 18 лет
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ (ВС) впервые разрешила вопрос о взыскании долгов по алиментам с родителей, чьи дети уже достигли совершеннолетия. Соответствующее определение было вынесено при рассмотрении дела жительницы Хабаровска, которая на протяжении свыше 20 лет самостоятельно содержала детей без помощи бывшего мужа, не платившего алименты.
Во взыскании отказать
Местные суды и судебные приставы отказывали женщине в желании получить компенсацию за все те годы, что она одна содержала своих детей. Еще в начале 90-х годов суд взыскал в ее пользу алименты на содержание общих детей. Приставы неоднократно возбуждали исполнительное производство, но бывший муж так и не начал выплачивать деньги. Когда дети достигли совершеннолетия, их мать снова попросила приставов возбудить исполнительное производство. На этот раз ей отказали, предложив обратиться в суд за компенсацией ее детям.
Логика приставов была следующей: мать совершеннолетних детей не является надлежащей ответчицей по делу о взыскании алиментов за предыдущие годы. Гражданскими истцами по взысканию алиментов, по мнению Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в этом случае признаются достигшие 18 лет дети. Женщина обжаловала соответствующее постановление приставов, указав, что она одна на протяжении больше 20 лет несла расходы на содержание общих с бывшим мужем детей.
В обжаловании ей было отказано, и женщина предъявила приставам административный иск в Центральный районный суд Хабаровска. Суд встал на сторону ФССП, объяснив свое решение тем, что право собственности на алименты признается за ребенком, которому эти алименты причитаются. Родители в данном случае являются лишь распорядителями денег. Суде Хабаровского края заключили, что если право несовершеннолетнего ребенка на алименты не было реализовано до совершеннолетия, то после достижения 18-летнего возраста он может реализовать его самостоятельно. Дело в том, что действующее законодательство предусматривает прекращение прав родителей как законных представителей детей по достижении последними совершеннолетия.
Неправильно истолковали законодательство
Когда дело дошло до Верховного суда, там заключили, что достижение совершеннолетия ребенком, на содержание которого взыскиваются алименты, не может быть основанием для замены взыскателя в исполнительном производстве. В действующем законодательстве попросту нет соответствующей нормы. ВС определил, что особенностью исполнительных документов о взыскании алиментов является периодический характер платежей. Судьи заключили, что нижестоящие суды неправильно толковали законодательство, делая вывод о том, что выплата задолженности по алиментам в пользу родителя прекращается после достижения ребенком 18 лет. В данном же случае взыскивается задолженность по алиментам за прошлые годы, а новые алименты по достижении ребенком совершеннолетия не начисляются.
Высшая судебная инстанция подчеркнула, что родитель, содержавший ребенка самостоятельно, фактически нес расходы второго родителя, который не исполнял свою обязанность по содержанию детей. С этой позиции первый родитель имеет право на компенсацию своих затрат. Верховный суд определил, что взыскание задолженности по алиментам за предыдущие годы носит компенсационный характер, поскольку долг образовался тогда, когда дети были несовершеннолетними. На стадии исполнительного производства ВС велел исполнять вступившее в силу решение суда. Таким образом, ВС сделал вывод, что судебный пристав незаконно отказал женщине в возбуждении исполнительного производства по взысканию алиментов с бывшего супруга. Акты нижестоящих судов были отменены, а административное дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, но в другом составе, сообщает «Российская газета».