Жизненные трагедии детей Сталина. Почему Яков Джугашвили искал смерти
Первенец, да еще сын, да еще от любимой женщины – в как правило, это главная радость и надежда отцов. Но только не Яков Джугашвили. Почему старший из наследников Сталина рос подкидышем, жил отшельником и почему его смерть до сих пор окружена домыслами, – об этом в материале EG.RU.
Читайте также: Жизненные трагедии детей Сталина. Что привело «кремлевскую принцессу» в дом престарелых >>
Сирота с рождения
Старший сын Иосифа Виссарионовича появился на свет 18 марта 1907 года. Мальчика назвали Яковом, ему единственному из детей Сталина при рождении досталась настоящая фамилия отца – Джугашвили.
Мама Якова – первая жена Сталина Екатерина Сванидзе. Об этом браке вождя известно не так уж и много. Но практически все, кто был знаком с этой семьей, говорили, что Сосо и Като очень любили друг друга. К тому моменту, когда они поженились, Джугашвили уже увлекся революционными идеями, семье приходилось постоянно скрываться. Като даже провела несколько месяцев под арестом из-за деятельности мужа.
Через несколько месяцев после рождения Якова Като пришлось оставить его у своих родственников. Сама она в это время работала в Тифлисе портнихой, причем одной из самых востребованных в городе, поэтому могла регулярно отправлять деньги родственникам, присматривающим за Яковом.
Но вскоре Екатерина Сванидзе заболела чахоткой. Постоянно пребывающий в разъездах Иосиф все-таки успел проститься с женой – он вернулся домой за день до ее смерти. На похоронах Като Сталин, не в силах совладать с обрушившимся на него горем, бросился в могилу.
Отцы и дети
Якову было всего 8 месяцев, когда умерла его мать. Все его детство прошло без родителей. Когда Сталин наконец забрал Якова от родственников жены, мальчику шел уже четырнадцатый год. Это был первый раз, когда он увидел своего папу. Подростку пришлось привыкать не только к отцу, но и к его новой семье – к тому времени Сталин уже женился второй раз, на Надежде Аллилуевой, и она родила ему сына Василия.
Отношения Сталина с первенцем так и не сложились. Характер и того, и другого мягкостью не отличался, никто не хотел идти навстречу. А вот мачехе удалось найти подход к Якову. Нередко Сталин передавал через Надежду свои наставления старшему сыну.
Первая попытка
Через четыре года сын вождя закончил школу и женился на своей однокласснице и дочери священника Зое Гуниной. Сталин был взбешен этим известием, ссора с сыном закончилась тем, что Яков попытался застрелиться. Но пуля прошла навылет. Неудавшуюся попытку самоубийства Сталин еще долго будет зло припоминать сыну.
По сути все последующие годы Яков жил своей жизнью. Впоследствии некоторые историки заявляли, что он чувствовал себя изгоем из-за отношения отца, этим, возможно, и объясняется то, что Яков, по сути, был глубоко несчастным человеком. Но их оппоненты уверяют, что ни о какой «безотцовщине» речи не шло. Впрочем, счастливым старший сын вождя все равно не был.
Семейная жизнь не сложилась. Брак с Зоей распался после смерти их новорожденного ребенка. За следующие неполные 10 лет у Якова было еще два брака, один из которых гражданский, и на свет появилось двое детей от разных женщин – сын Евгений и дочь Галина.
Война как спасение
В 1937 году, следуя желанию отца, он начал получать военное образование. В мае 41-го, перед самым началом войны, он стал командиром артиллерийской батареи. После сухого напутствия отца («Иди, воюй») ушел на фронт. В середине июля 41-го попал в плен. И вот этот последний отрезок жизни старшего сына Сталина больше всего наполнен загадками и домыслами.
Согласно официальным документам, Яков Джугашвили вел себя в плену достойно, с немцами не сотрудничал, пощады не просил. Но до сих пор ходят легенды о том, что сын вождя ни в каком плену не был, а погиб в бою, или наоборот: едва ли не сам в плен сдался, да еще и встал на сторону врага.
По другой легенде, после Сталинградской битвы противник предлагал Сталину обменять сына на кого-нибудь из плененных немцев, лучше всего на эту роль подходил фельдмаршал Паулюс. Но нет никаких документальных подтверждений тому, что такое предложение поступало и что Иосиф Виссарионович на него ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю!».
Как бы то ни было, Яков продолжал оставаться в плену до весны 43-го. 14 апреля 1943 года он бросился на проволоку, находившуюся под высоким напряжением. Впоследствии не раз говорилось, что сделал он это в результате нервного срыва, как много лет назад, когда пытался покончить с собой. Но есть и другое мнение: Яков Джугавшили прекрасно осознавал, на что идет: он понимал, что Гитлер будет использовать его для того, чтобы оказать давление на Сталина. А этого он не желал.