Кто открыл Гагарину дорогу в космос

Бахчиванджи Григорий Яковлевич, Герой Советского Союза. Источник: wikipedia.org
Бахчиванджи Григорий Яковлевич, Герой Советского Союза. Источник: wikipedia.org
Яркую и короткую жизнь Григория Бахчиванджи сравнивают с гагаринской, а его вклад в развитие советской и российской реактивной авиации так до конца и не оценен

Покорением неба всегда занимались только самые смелые. Те, кто был готов рисковать своей жизнью ради великой цели. Одним из таких героев был и Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Благодаря его эпическому полету, который длился всего 66 секунд, мир получил такие возможности, о которых до некоторых пор и мечтать было нельзя.

То, чего не было в природе

Появление авиации изменило в том числе и ход военных действий. Постепенно перед авиастроителями встала новая задача. Нужно было создать нечто такое, что могло бы крушить вражеские самолеты, заставать противника врасплох и мгновенно исчезать, оставаясь невредимым. Для этих целей летательный аппарат должен был обладать большой скоростью и отличной маневренностью.

Все эти факторы подтолкнули советских инженеров Алексея Исаева и Александра Березняка, сотрудников ОКБ-293, к разработке истребителя совершенно нового типа. В нем должен был использоваться жидко-реактивный двигатель, который позволял бы самолету развивать скорость до немыслимых тогда 900 километров в час. К тому времени в природе еще не существовало ни одного рабочего и испытанного двигателя такого типа.

Весной 1941 года конструкторы получили такой двигатель: Д-1-А конструкции Леонида Душкина. Топливом стал керосин, а в качестве окислителя использовалась агрессивная азотная кислота. Обычная топливная система, в которую горючее закачивалось с помощью насосов, не подходила, и в качестве решения использовали систему, которая работала за счет вытеснения топлива из резервуара сжатым воздухом.

Это повлияло на рабочие характеристики истребителя, который мог находиться в полете не более двух минут. Причиной стала необходимость установки на борту баллонов со сжатым воздухом и уменьшение количества горючего.

Новый самолет получил название БИ, что расшифровывалось как «ближний истребитель». Азотная кислота создавала конструкторам массу проблем. При попадании на материалы, из которых состоял двигатель и сам самолет, она мгновенно все разъедала. Меры безопасности требовались серьезные, так как авиация ошибок не прощает.

После двух месяцев доводки новый двигатель был готов. Во время испытаний однажды произошел взрыв, серьезно пострадали ведущий инженер Арвид Палло и летчик Григорий Бахчиванджи. Но, вернувшись из госпиталя, Григорий снова приступил к опасной работе.

Первый советский реактивный самолет БИ-1. Источник: mil.ru
Первый советский реактивный самолет БИ-1. Источник: mil.ru

Советский Икар

Бахчиванджи был греком по крови. Как тут не вспомнить миф о юноше Икаре, который стремился в небо. Но поначалу ничего романтического в биографии Григория не было.  Он трудился на разных рабочих специальностях, пока в 1931 году по путевке комсомола не пошел в авиацию.

Уже через четыре года выпускник Оренбургской школы летчиков становится примером для своих товарищей, и Бахчиванджи доверяют испытание самолетов. Но начинается война, и летчик уходит добровольцем на фронт. Григорий Яковлевич – один из тех, кто защищал небо Москвы. На его личном счету и на счету его группы – пять самолетов врага.

В конце лета 1941-го Бахчиванджи был направлен на испытания истребителя БИ-1.

БИ (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель) - ракетный самолёт, первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Источник: wikimedia.org
БИ (БИ — Березняк-Исаев, или Ближний Истребитель) - ракетный самолёт, первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем. Источник: wikimedia.org

В семь часов вечера в время войны

В атмосфере строгой секретности аппарат доставили на аэродром Кольцово. Там, 2 мая 1942 года, впервые БИ-1 самостоятельно выполнил пробежки по взлетной полосе с включенным двигателем. Все было готово к полету. Но на этот раз вмешалась погода, и летные испытания решили перенести.

Первый полет состоялся 15 мая 1942 года. На протяжении дня осуществлялись проверки и перепроверки стабильности работы различных систем новейшего истребителя.

Эра советской и мировой реактивной авиации стартовала ровно в 19.00 часов по московскому времени. Запуск двигателя прошел без проблем, раздался чудовищный рев, и БИ-1 оторвался от земли. Набрав высоту 1500 метров, летчик развернул самолет, заглушил двигатель и пошел на посадку.

Во время приземления Бахчиванджи не рассчитал вертикальную скорость, и шасси самолета подломились. Аппарат сел на брюхо, но испытания были признаны успешными. Работы над ракетным двигателем продолжались. После двенадцати месяцев работы мир увидели истребители БИ-2 и БИ-3. Первый опытный образец не стали восстанавливать, так как повреждения от азотной кислоты оказались критическими.

10 января 1943 года состоялся второй испытательный полет на БИ-2. Его характеристики были значительно повышены конструкторами. В отличие от первого образца, второй находился в воздухе 6 минут 22 секунды, и развивал скорость в 675 км/ч. Третий полет на БИ-3 также завершился успехом. Всего Бахчиванджи совершил шесть успешных вылетов на реактивных самолетах, став первым человеком в мире, которому покорились реактивные двигатели.

Рекорд, завершившийся трагедией

27 марта 1943 года летчик вновь занял свое место в кабине. Перед ним стояла задача развить скорость самолета до 800 км/ч. До 78-й секунды полет проходил без осложнений.

Все ожидали очередного хорошего результата. Но в момент, когда скорость достигла нужно отметки, нос самолета опустился, пилот потерял контроль и рухнул на землю в шести километрах от взлетной полосы. Спастись у испытателя не было никакой возможности. Кресел для катапультирования тогда еще не было, а покинуть самолет на такой скорости было невозможно, капитан Бахчиванджи погиб. На тот момент ему было всего 34 года.

Это человек, который открыл новую эру в авиастроении. Тайна его гибели была раскрыта только через несколько лет. И лишь 28 апреля 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято решение наградить Георгия Бахчиванджи посмертно званием «Герой Советского Союза».

Марка Почты России, выпущенная в честь Г.Я Бахчиванджи. Источник: wikimedia.org
Марка Почты России, выпущенная в честь Г.Я Бахчиванджи. Источник: wikimedia.org

Мистическая связь между Бахчиванджи и Гагариным

Об этих двух первопроходцах воздуха написано много статей и книг. Когда-то Юрий Гагарин заявил: «Без полетов Бахчиванджи, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года». Но на этом сходство их биографий не кончается. Оба родились в один день, 9 марта, окончили одно и то же авиаучилище.

И Бахчиванджи, и Гагарин оторвались от земли с помощью реактивного двигателя – Юрий на ракете «Восток-1», Георгий на самолете «БИ-1». Оба летчика в свое время предвидели смерть в полете.

Григорий Бахчиванджи и Юрий Гагарин погибли в одну и ту же дату, 27 марта, в возрасте 34 лет. Обстоятельства смертей каждого длительное время хранились в тайне, да и сегодня окутаны мистикой и загадками.






«Командир воздушного судна – Господь и Бог»: что известно о летчиках, посадивших самолет в пшеничном поле
Обман Ельцина и выдумки в «Повести о настоящем человеке»: яркая судьба Алексея Маресьева