Ночной таран бесстрашного «Малыша»
За прожитые 23 года этот саратовский парень успел пройти две войны и вырасти в опытного летчика, имевшего в своем послужном списке 10 воздушных побед. Он совершил один из первых воздушных таранов Великой Отечественной, получил Золотую Звезду Героя Советского Союза под номером 347 и превратился в настоящего идола советской молодежи, стремившейся прожить жизнь так, как Виктор Талалихин.
Вслед за братьями
Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии, став «последышем». Родители жалели и любили малыша, который фактически заменил им самого старшего, погибшего в годы Гражданской войны. В 1933 году отец, в поисках лучшей доли, перевез семью в столицу Советского Союза. 15-летний Виктор поступил в училище при московском (микояновском) мясокомбинате, на который сразу же и пошел работать в 1937 году.
Но небо манило его к себе. Этому в немалой степени способствовали и судьбы старших братьев. Александр служил бортовым механиком, Николай – морским пилотом. И в свободное от работы и участия в драмкружке время Виктор посещает аэроклуб, приобретая общие навыки управления аэропланом и прыжков с парашютом.
Не на того напали
После призыва в армию Виктор изъявил желание стать военным летчиком и был направлен в Борисоглебскую военную школу, которую с успехом окончил в 1938 году. Надо учесть, что рост Талалихина составлял всего 155 см, его по жизни сопровождало прозвище «Малыш». Его даже не хотели допускать к самолетам, но не на того, как говорится, напали.
Молодому пилоту доверили управлять несколько устаревшим бипланом И-153 «Чайка». Боевую машину он освоил в совершенстве, что очень помогло младшему лейтенанту Талалихину в период советско-финской войны.
На устаревшем истребителе с открытой и продуваемой всеми ветрами кабиной молодой летчик совершил 49 боевых вылетов и сбил 4 вражеских самолета, за что его представили к награждению орденом Красной Звезды. На то время это была одна из наиболее уважаемых боевых наград, иметь которую мечтали даже военачальники самого высокого ранга.
В начале 1941 года Виктор Талалихин нес службу в городе Клин Московской области, исполняя обязанности заместителя командира авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. Теперь он летал на «ишачке» И-16, зарекомендовавшем себя лучшим истребителем испанской кампании, но стремительно устаревавшем на фоне новейшей немецкой техники.
Сражение за небо Москвы
22 июля 1941 года состоялся первый авианалет на Москву. Прорваться к столице днем у фашистов не было практически никаких шансов, и они предпринимали попытки ночных бомбардировок, подлетая к городу с различных сторон.
Советское командование поставило перед истребителями 177-го авиаполка задачу полностью перекрыть один из секторов московского неба, не допуская подлета к столице вражеских бомбардировщиков. По сигналу тревоги в воздух поднимались только наиболее подготовленные летчики, способные ориентироваться и вести бой в ночном небе.
Нужно было не только обнаружить и уничтожить немецкие бомбардировщики «Юнкерс», «Хейнкель» и «Дорнье», но и не попасть под огонь наземных средств своей же противовоздушной обороны. Виктор Талалихин сразу же продемонстрировал себя виртуозом воздушного боя, умело лавировавшим между трассирующими очередями зенитных снарядов, а также выстрелами вражеских пушек и пулеметов.
Как стать героем, оставшись в живых
Звездный час молодого летчика наступил в ночь на 7 августа 1941 года, когда в небе над современным Домодедовским районом Москвы Виктор Талалихин обнаружил бомбардировщик «Хейнкель-111» немецкого лейтенанта И. Ташнера.
Это были два достойных соперника, умело уходящие от взаимных атак. Достаточно быстро наш летчик израсходовал боезапас. По инструкции ему следовало немедленно возвратиться на базу, но тогда бы фашист беспрепятственно сбросил свои бомбы на мирных жителей Москвы.
И советский парень, которому даже не исполнилось 23 лет, решил пожертвовать своей жизнью ради Родины. Он направил истребитель в сторону вражеского бомбардировщика и не позволил тому увернуться от удара. Винт нашего истребителя буквально срезал хвостовое оперение фашиста. Не остановили героя даже прямые пулеметные очереди, одна из которых нанесла ему серьезное ранение в руку.
Уже из несущихся к земле обломков своего «ишачка» Виктор Талалихин выпрыгнул с парашютом, благополучно приземлившись в воды речки Северки. Хороший спортсмен умел плавать, а на берегу его подобрали местные жители.
Утром 7 августа Иосифу Сталину доложили о подвиге советского пилота, а уже днем из сводки Совинформбюро страна узнала имя героя, совершившего первый ночной таран в истории Великой Отечественной войны (некоторые историки оспаривают первенство Талалихина, но это не делает его подвиг менее значимым).
8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день его пригласили для участия в съемках «Боевого киносборника № 4», где молодой парень с правой рукой на перевязи стал партнером самой Любови Орловой.
Один из миллионов
К сожалению, жизнь героя оказалась недолгой. 27 октября 1941 года, во время боя около Подольска, выпущенная врагом пуля попала летчику прямо в голову. Об этом стало известно после обследования обломков упавшего самолета, который неожиданно вышел из воздушного боя и врезался в землю.
В своем последнем бою Виктор успел сбить шестой самолет фашистов, доведя общий счет своих воздушных побед до гроссмейстерской отметки 10. Ему оставалось две недели до свадьбы…
Виктора Талалихина торжественно похоронили на Новодевичьем кладбище, а после войны его навечно зачислили в состав 1-й эскадрильи 177 авиационного полка. В 2014 году специальная поисковая группа обследовала подмосковные леса, где удалось обнаружить обломки истребителя И-16, на котором за 73 года до этого Талалихин совершил первый ночной таран, и установить на этом месте памятный знак.