25 лет за бандитизм: подвиги и преступления юного героя Бреста

Кадр из фильма «Брестская крепость»
Кадр из фильма «Брестская крепость»
Защитник знаменитой цитадели успел и доблестно повоевать, и получить 25-летний уголовный срок

Об этом парне Сергей Смирнов* писал в своей книге «Брестская крепость», он стал прототипом Сашки Акимова в одноименном фильме Александра Котта. Ему с малых лет пришлось выживать то на войне, то в плену, то в рабстве, то в лагерях, но он не утратил ни любви к жизни, ни любви к Родине.

Трудный подросток

Петя Клыпа. Один из самых известных юных защитников Брестской крепости. Фото: wikimedia.org
Петя Клыпа. Один из самых известных юных защитников Брестской крепости. Фото: wikimedia.org

Лейтенанту Николаю Клыпе пришлось побороться за своего младшего брата. Для Пети не существовало авторитетов. Единственный, кому он смотрел в рот, – это его уличный дружок Левка Стотик, как говорили, нечистый на руку забияка. Чтобы держать брата под присмотром, Николай добился его зачисления в свой музыкальный взвод, базировавшийся в Брестской крепости.

Учиться Петя не любил, но строевая подготовка и репетиции ему пришлись по душе. Так что особо воевать за пацана не приходилось. Но из-за непоседливого характера младший вечно влипал в неприятности. Вот и 21 июня 41-го Петю уговорили поиграть на трубе во время городских легкоатлетических соревнований. Да, не хулиганство, да, не поход за мороженым или на речку, да, культурное мероприятие, но – самоволка!

В части заметили Петино отсутствие, наказание не замедлило себя ждать, и вместо запланированного киносеанса с остальными пришлось разучивать увертюру к «Кармен». Компенсировать обиду было решено завтрашней рыбалкой с Колей Новиковым. Конечно, тоже без спроса.

Планам мести сбыться не удалось. Мальчишки проснулись от того, что вокруг рушилась казарма, гремели взрывы, кричали люди. Началась Великая Отечественная война.

Брестский Гаврош

В первые же минуты Петю контузило. Но даже оглушенный и дезориентированный, он добрался до винтовки и был полон решимости воевать. От предложения уйти в тыл Петя с негодованием отказался, как отказался потом и сдаться в плен вместе с женщинами и детьми. Его пытались спрятать от пуль, отослать в подвалы, найти дело побезопаснее, но Петя уперся.

Прекрасно знающий местность парнишка стал незаменимым. Помогал держать связь между подразделениями бойцов, разведывал обстановку, оставаясь незаметным для врага, добывал воду и припасы.

Буквально на второй день боев Петя и Коля Новиков нашли неповрежденный бомбежками склад, где чудом сохранились оружие и боеприпасы, так необходимые защитникам крепости. Петя стащил тогда пистолет, с которым впоследствии лихо управлялся, стреляя по фашистам. Говорил, с ним ползать легче, чем с винтовкой.

Сверхтяжелая мортира «Карл», одна из двух, принимавших участие в штурме Брестской крепости. Вес снарядов 1800-2500 кг. Фото: wikimedia.org
Сверхтяжелая мортира «Карл», одна из двух, принимавших участие в штурме Брестской крепости. Вес снарядов 1800-2500 кг. Фото: wikimedia.org

А ползать приходилось много. Фашисты держали под прицелом все простреливаемые пространства. Особенно плотным огнем накрывали участки, где можно было подобраться к берегу реки - знали, что в крепости нет воды. Но каждый раз подростку удавалось прорваться к Бугу и притащить в крепость хотя бы пару фляг.

Сумел Петька добраться и до склада медсанчасти. Склад разбомбили еще в первый день, но среди развалин Клыпа смог отыскать перевязочные материалы, которых давно уже не хватало. Не было еды – Петя находил ее в руинах. Не было одежды – добрался до военторговского склада и притащил рулон материи, примотав его к спине веревкой.

Петька был везде. Его можно было встретить в самых горячих местах обороны. Он стрелял по немцам из того самого сворованного пистолета, подбирался к врагам поближе и забрасывал их позиции гранатами, ходил в штыковую атаку наравне со взрослыми, и остановить его было невозможно никакими приказами. Как рассказывал Петя Котельников (еще один воспитанник музвзвода), когда на Петьку орал командир, Петька только смотрел в пол и вредно сопел. А потом все равно делал по-своему.

Защитники Восточного форта идут в штыковую атаку. Кадр из фильма «Брестская крепость»
Защитники Восточного форта идут в штыковую атаку. Кадр из фильма «Брестская крепость»

Военные дороги

В начале июля была предпринята попытка прорываться к своим. Большинство участников прорыва погибли, но Пете и тут благоволила удача. Вместе с еще несколькими мальчишками ему удалось выбраться из окружения по направлению к Бресту. Но буквально на подходе к городу ребята были окружены немцами и доставлены в пересыльный лагерь в Бяла Подляске. Петьку принесли туда на руках.

Когда немецкие операторы снимали для победной кинохроники колонну понурых пленных, проходивший мимо камеры мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив. Конвоиры избили дерзкого русского до полусмерти. Из лагеря мальчики вскоре сбежали. Пристроившись к колонне пленных, которую зачем-то выводили из лагеря, удрали в ближайший лес.

Потом были скитания по немецким тылам в надежде выйти к своим. Ребят разобрали по домам женщины одного из сел, но Петя не смог бездействовать, когда другие дрались за Родину. Вместе с Володей Казьминым они пошли искать партизан. Под Несвижем друзья попали в облаву и были отправлены на работы в Германию. В 1945 году деревушку Гогенбах в Эльзасе, где Петя был батраком, освободили американские войска.

Остатки сооружений на территории Брестской крепости. Кадры YouTube
Остатки сооружений на территории Брестской крепости. Кадры YouTube

Лагерный сиделец

На этом можно было бы закончить историю одного из самых юных и самых отчаянных защитников Брестской крепости. Но она получила неожиданный поворот, когда Сергей Смирнов*, писатель, собиравший по крохам информацию об участниках обороны, узнал о «советском Гавроше». Разыскать Петю Клыпу Смирнову удалось в одном из лагерей Магадана.

Сергей Смирнов*, автор книги «Брестская крепость», вернувший Петю Клыпу в мирную жизнь. Фото: wikimedia.org
Сергей Смирнов*, автор книги «Брестская крепость», вернувший Петю Клыпу в мирную жизнь. Фото: wikimedia.org

После войны, когда Петя вернулся домой, вдруг нашелся его старинный дружок, от влияния которого так старались уберечь мальчишку его родные, тот самый Лева Стотик. На фоне всеобщего послевоенного дефицита, Лева жил припеваючи: и во время оккупации, и после он промышлял грабежами и спекуляцией. Сам Петя убийцей не стал, но и не препятствовал Стотику в ограблениях, получая свою долю добычи.

В 1949 году Петр Клыпа был осужден и приговорен к 25 годам лагерей. Вчерашний герой, защитник Брестской крепости сломался. Он даже пытался покончить с собой, оставшись ночью на морозе. Но его вовремя обнаружили, и дело закончилось только ампутацией нескольких отмороженных пальцев на ногах.

Возвращение героя

Сергей Смирнов* не оставил попыток спасти Петра из заключения, и после семи лет лагерей Клыпа был освобожден. Он вернулся в Брянск, женился, устроился на работу. В общем, жил бы дальше как все. Но в 1957 году вышла книга Смирнова «Брестская крепость», и о Клыпе узнал весь Советский Союз. С тех пор его именем называли школы, пионерские дружины, его приглашали на уроки Славы и мероприятия, посвященные войне.

Даже несмотря на то, что Петр был судим по тяжким уголовным статьям (бандитизм и спекуляция), его все равно удостоили чести носить орден Отечественной войны I степени. Умер Петр Клыпа в 57 лет в 1983 году.

Кадр из фильма «Брестская крепость», 2010 год. В роли Саши Акимова – юный актер Алексей Копашов
Кадр из фильма «Брестская крепость», 2010 год. В роли Саши Акимова – юный актер Алексей Копашов

Как-то один журналист в поисках сенсации спросил Петра: стал бы тот после всех лагерных ужасов и несправедливостей так же сражаться за Родину, которая сурово с ним обошлась? Петр странно на него посмотрел и ответил, что теперь вообще зубами бы грыз. Сказал, что вначале нужно с внешним врагом всем сообща разобраться, а потом уже и между собой можно побрыкаться. И это понимать надо.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Не все герои носят плащи. Код доброты и чести: спасти, помочь, поддержать, утешить
Герой из России спас немцев, а сам погиб