Никто не верил в силу этого оружия так, как верил в нее главный артиллерист Советского Союза маршал Николай Воронов
Он всю жизнь и здоровье отдал защите Родины и развитию рода войск, в мощности которого был убежден бесконечно. И потому переоценить роль Воронова и «бога войны», как называл артиллерию Сталин, в исходе Великой Отечественной невозможно. И, может быть, именно благодаря маршалу артиллерия удостоилась такого почета со стороны Иосифа Виссарионовича.
К чему приводят идеи
Начало жизни Коли можно назвать достаточно безоблачным. Родился он 23 апреля (5 мая) 1899 года, в семье клерка. Небольшой, но стабильный доход отца обещал мальчику приличное учебное заведение и не яркое, но все же достаточно обеспеченное будущее. Но случилась беда: в 1905 году отец проникся революционными идеями, потерял работу как неблагонадежный, из-за этого покончила с собой мать. Коле было всего 8 лет.
До 1914 года отец еще как-то справлялся, но сводить концы с концами стало сложнее, и Коля оставил обучение, чтобы помочь отцу содержать семью. Еще через два года отца призвали на фронт, а Коле пришлось полностью взять на себя все обязанности главы семейства. Тяготы не пресекли стремления Николая к знаниям. В 1917 году он сам закончил свое обучение и экстерном получил аттестат зрелости.
После полугодичных артиллерийских курсов в революционном Петрограде Воронов отправился воевать на фронтах Гражданской войны. Потом была советско-польская война, печально закончившаяся для Николая. Он получил контузию, взрывом были повреждены ноги, в полуобморочном состоянии попал в плен.
Условия содержания красноармейцев были ужасными, медицинской помощи не было вовсе. Николаю дважды собирались ампутировать ноги, но обошлось. Потом было рожистое воспаление на лице, и тоже как-то удалось вылечиться. И тут же воспаление легких и без передышки - тиф. Организм чудом выдержал. В 1921 году Николая репатриировали в рамках обмена пленными.
Грамотный подход
До 1930 года карьера молодого офицера развивалась достаточно плавно. Он окончил знаменитую Академию имени Фрунзе и возглавил артиллерийский полк. Войсковые маневры в Италии и последующая работа в составе военной миссии в 1936 году уже принесли в копилку заслуг Воронова звание комбрига и орден Красной Звезды. А к концу того же года его уже знали в Испании как «волонтера Вольтера».
Там он был советником по артиллерии и занимался координационной деятельностью между частями Мадридского фронта. И что бы ни говорили Воронову о том, что артиллерия утрачивает свою значимость на полях сражений, он утверждался в обратном, наблюдая ее результативность – если, конечно, грамотно подойти…
В 1937 году Воронова отозвали в Москву и назначили начальником артиллерии вместо репрессированного соратника Тухачевского. Уже через несколько месяцев Воронов предоставил руководству программу по модернизации артиллерии, грамотно проработанную по всем пунктам. Им же был доработан «табель о рангах» артиллерии, ее Боевой устав.
Талисман от Ибаррури
В то время на Дальнем Востоке страны происходили столкновения с японцами, претендующими на русские земли. Воронова командировали туда в 1938 году в качестве проверяющего Дальневосточный ВО. Вначале он принял участие в боях на озере Хасан, а позже, в 1939-м, в летних событиях на Халхин-голе.
Когда-то пламенная испанская революционерка Долорес Ибаррури подарила ему на удачу металлический карандаш. Именно этот талисман спас Николаю жизнь, когда он попал в Польше в автокатастрофу. Карандаш отклонил осколок металла от сердца, и Воронову удалось выжить, хотя другие последствия этой аварии преследовали его до конца жизни, напоминая о себе сильнейшими болями.
Отлежаться Воронову не дали: уже в ноябре того же 1939 года он инспектировал Ленинградский ВО, проверяя его готовность для войны с Финляндией. А его участие в прорыве линии Маннергейма сделало его командармом 2-го ранга и кавалером второго ордена Ленина.
Из сотен тысяч батарей за слезы наших матерей
За несколько дней до начала вторжения гитлеровской Германии в Советский Союз Воронова назначают на пост начальника Главного управления войск ПВО. С началом войны ему пришлось организовывать противовоздушную оборону Москвы, а позже и Ленинграда. Именно инструкции Воронова по артиллерийскому противодействию танковым частям вермахта стали залогом многочисленных побед на полях сражений.
Чего стоит только легендарное удержание Невского «пятачка» в районе Невской Дубровки! А защита Дороги жизни, по которой поступала помощь блокадному Ленинграду? И кто знает, как повернулась бы Сталинградская битва без грамотных вороновских тактических разработок.
Ни одна значимая операция с тех пор не прошла без участия Николая Воронова. Вторая Демянская, Смоленская, Курская наступательные операции, контроль Брянского, Калининского, двух Прибалтийских и Западного фронтов – список внушительный. Он и дальше бы работал, не покладая рук, только подорванное здоровье дало о себе знать, и Воронову пришлось возвратиться в Москву.
Главный артиллерист
Но и на лечении Николай Николаевич не прекратил работу. К тому моменту делом особой важности стало снабжение Дальневосточного ВО артиллерией и боеприпасами. Эта секретная операция была поручена Воронову, и он с ней блестяще справился. Впрочем, как и со всем, за что бы он ни брался. 21 февраля 1944 года Николаю Воронову было присвоено звание Главного маршала артиллерии.
До самой своей смерти в 1968 году Николай Воронов не прекращал заниматься любимым делом. Его исследования и разработки актуальны до сих пор. Прах Главного артиллериста страны захоронен у Кремлевской стены.