Предложение Минфина о введении налога для самозанятых в размере 3% от выручки не имеет ни материального, ни социального смысла.
Назад в СССР?
Большой резонанс получило выступление замглавы Минфина России Ильи Трунина. Чиновник рассказал об очередном вкладе своего ведомства в грядущую налоговую реформу: здесь планируют ввести налоговые сборы с граждан, не имеющих официальной работы. Размер налога невелик: 3% от общей выручки для тех, кто оказывает услуги физическим лицам, и 6% – работающим с юридическими лицами (последняя цифра равна ставке по «упрощенке» для индивидуальных предпринимателей). Для сравнения, Минэкономразвития, которое обычно либеральнее относится к гражданам, говорит о 6% для всех категорий самозанятых.
Многие считают подобную инициативу долгожданным возвращением к честным советским временам, когда все якобы платили налоги и были белыми и пушистыми. На самом деле доля теневой экономики во времена СССР была никак не меньше, чем сейчас – и понятно, что никому и в голову не пришло бы платить налоги со своего «левака», поскольку таковой приравнивался к государственному преступлению. Так что смена экономической формации на рубеже 1980–90-х гг лишь легализовала давно устоявшееся положение вещей. А вот подход к законотворчеству изменился: работающие советские механизмы сменились какими-то «декларациями о намерениях» в статусе закона.
По человеку в день
Несколько лет назад Госдума приняла закон об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма; в числе прочего там запрещается курение на лестничных площадках многоквартирных домов и на перронах железнодорожных станций. Депутата Анатолия Карпова, который попытался выяснить, как эта «защита» будет реализовываться на практике, объявили лоббистом японских табачных компаний. Что мы видим сейчас? Перроны как были одной большой курилкой, так и остались, причем сотрудники полиции смолят рядом с пассажирами. Примерно то же касается и лестничных площадок, где, как известно, кто сильнее, тот и прав. Закон есть, а механизма его реального применения нет. Великий шахматист вновь оказался прав.
Судя по всему, та же судьба постигнет и инициативу Минфина. Вы, уважаемый читатель, наверняка знаете немало «самозанятых» – кто-то работает без оформления на автосервисе, кто-то шьет на заказ платья, кто-то пишет программы для AppStore, кто-то, в конце концов, поет в тех же электричках. Государство не раз распахивало для них объятия налоговой инспекции и социальных фондов – результат практически нулевой. Известно, что в первый год после объявления налоговой амнистии для самозанятых в этом качестве регистрировалось в среднем по одному человеку в день. На всю Россию, где этих самозанятых по минимальным оценкам 15 миллионов.
Иуды поневоле
Более того, инициатива Минфина еще и цинична в своих подробностях. Дело в том, что «самозанятые» по определению Минюста – это физические лица, оказывающие услуги физическим лицам. Сюда попадают граждане, сдающие жилплощадь (хотя их пытаются выделить в отдельную группу), няни, всевозможные мастера по изготовлению и пошиву всего на свете. А в понимании Минфина в этот список попадают еще и физлица, оказывающие услуги юридическим лицам.
Однако юридическое лицо просто не может законно заплатить фрилансеру без заключения договора и выплаты соответствующих налогов (НДФЛ 13%). Если вы заплатили 13%, непонятно, зачем вам платить еще 3% или тем более 6%. Если же официально зарегистрированного договора не было, перед нами банальный черный нал. И как только этот фрилансер сообщает налоговой службе о своей работе на такое-то ООО, инспектор понимает, что туда можно идти с проверкой. Так что Минфин, кажется, надеется с помощью сознательных самозанятых еще и пройтись по недобросовестным предпринимателям. После чего эти сознательные граждане лишатся своих подработок.
В пасть к дракону
Перед нами – очередная морковка, с помощью которой государственные структуры хотят заставить людей легализовать свой статус. Сама по себе эта идея верна: налоги в нашу общую кассу под названием бюджет должны платить все зарабатывающие. Самозанятым и так предлагают роскошную возможность платить на 10 процентных пунктов меньше, чем обычным наемным работягам (и те вправе возмутиться), но это слишком слабый стимул для того, чтобы добровольно пойти в налоговую инспекцию. Люди в России категорически не доверяют государству, и имеют на то множество оснований. Приведем характерный пример.
Московский пенсионер Геннадий Гнусарев самостоятельно расширил свой карликовый балкон, после чего обратился в соответствующие органы с просьбой узаконить перепланировку. Органы отказали и, более того, оштрафовали пенсионера. Он попробовал еще раз – с тем же эффектом. Более того, дело было передано в суд, и Гнусарева обязали устранить переделку балкона. Он отказывается. Штрафы растут. А юмор в том, что из окна этого пенсионера видно множество так же переделанных балконов, которые совершенно не волнуют приставов. Потому что их владельцам хватило ума не обращаться за содействием к государству.
Мытари против
Кстати, Федеральная налоговая служба, как ни странно, отнюдь не в восторге от перспективы подобного налогообложения фрилансеров. Просто потому, что заниматься этими налогами банально невыгодно для государства: стоимость учета, проверок, оформления наказаний окажется выше, чем доход от этих несчастных самозанятых, которые всеми силами будут занижать свои реальные доходы. Единственный способ заставить людей самостоятельно нести декларации в отделение ФНС – это введение по белорусскому образцу «налога на тунеядство». Вот только даже сам несгибаемый батька Лукашенко в конце концов отказался от этого своего детища. Не работают подобные меры в экономике, сохраняющей хоть какие-то рыночные черты.
Но корень проблемы с самозанятыми в другом.
Стоп машина
– Зри в корень! – требовал незабвенный Козьма Прутков и тут же задавался вопросом: – Единожды солгавши, кто тебе поверит? Отношения российского государства и его граждан, к сожалению, издавна построены на взаимном недоверии и обмане. Далеко за примером, опять же, ходить не надо: Дмитрий Медведев объявил в 2015 году трехлетний мораторий на рост налогов, и все три года государственные и региональные власти этот мораторий усердно нарушали. Чего стоит один только налог на недвижимость по кадастровой стоимости, или московский «торговый сбор» с предпринимателей (назвал налог сбором – значит, обещания не нарушил?). Граждане, в свою очередь, в долгу не остаются: примеры вы легко подберете сами.
Порочный круг недоверия должен быть разорван более сильным партнером. В случае России это государственные структуры. Власть должна показать обществу, что способна как минимум жить по закону, соблюдать ею же принятые законы вместо того чтобы плодить новые. В одну только осеннюю сессию 2017 года Госдума рассмотрела 1058 законопроектов – абсолютный рекорд страны, но не исключено, что и мира. Принято было чуть более 20% – 215, а всего за год в «стабильной» России появилось почти 500 новых законов. Такая инфляция законодательного процесса неминуемо сказывается на ценности законов и уважении к ним.
Самозанятые граждане, как правило, не дураки, раз ухитряются выживать без Трудового кодекса и справки 2НДФЛ. Они хорошо знают: не стоит спешить исполнять закон, ведь очень скоро вместо него будет принят новый. И пока «бешеный принтер» не остановится, россияне – в равной степени левые и правые, патриоты и либералы – так и будут играть в прятки с государственной машиной. Едва ли это признак здорового общества.