Подвиг Николая Гастелло сделал его героем СССР в первые дни Великой Отечественной войны и прославил на всю страну. Но позже официальную версию стали оспаривать, а некоторые историки нашли в ней много несовпадений
Уже на пятый день вторжения немцев, 26 июня 1941 года, эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, командиром которой был Николай Гастелло, нанесла удар по боевым колоннам нацистов, державшим курс на Минск, в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Когда самолеты возвращались на свой аэродром, один из них был подбит зенитным снарядом. Охваченный пламенем, самолет «Ил-4» капитана Гастелло развернулся и на скорости врезался в немецкую колонну.
Экипаж бомбардировщика в составе четырех человек погиб. Лейтенанты Рыбас и Воробьев, летевшие в звене Гастелло, описали все происшедшее в рапорте, согласно которому Гастелло совершил подвиг. Вскоре летчик получил звание Героя Советского Союза посмертно. Уже 10 июля со страниц газеты «Правда» о поступке Гастелло узнала вся страна. Но спустя десятилетия начала узнавать нечто совершенно другое.
Экипаж машины боевой
Благодаря героическому тарану Гастелло стал самым известным советским летчиком. Но после распада СССР в его героизме начали сомневаться. Появилась даже версия, что командир спрыгнул с самолета и попал в плен к немцам.
Многим кажется странной история с экипажем, который состоял из четверых человек. Как так вышло, что при награждении Гастелло фамилии членов экипажа назвали, но их самих не наградили? И только через 17 лет стрелок-радист Алексей Калинин, штурман Анатолий Бурденюк и летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый были награждены орденами Отечественной войны I степени посмертно.
В 1951 году советское правительство решило провести эксгумацию на месте захоронения экипажа «Ил-4» и устроить торжественную церемонию похорон, которую заслуживал легендарный Гастелло и его соратники. Но на предполагаемом месте захоронения героев нашли вещи совершенно других летчиков – Александра Маслова и Григория Реутова. Выяснилось, что именно экипаж Маслова, до этого считавшийся пропавшим без вести, разбился на том же месте, где, как считалось, совершил свой подвиг Гастелло.
Недалеко от места гибели Маслова в болоте был найден еще один бомбардировщик с трупом в кабине. В самолете обнаружили также письмо в адрес Скоробогатого и бирку от двигателя, который идентифицировали как часть самолета Гастелло.
На тайном совещании военное руководство решило не предавать огласке неожиданно раскрывшиеся подробности. Бюст Гастелло установили на месте крушения самолета Маслова. После того как результаты эксгумации были обнародованы в 1990-х годах, появилась совершенно противоположная версия, вовсе отрицающая героизм Гастелло.
В поисках истины
История с эксгумацией стала общедоступной, появилось мнение, что легендарный таран на самом деле совершил Маслов, а к награде решили представить Гастелло, потому что в глазах руководства он выглядел более подходящей кандидатурой на звание Героя. Сторонники этой версии также указывали на явные признаки того, что в болоте, недалеко от крушения самолета Маслова, были найдены доказательства «не таранной» гибели экипажа Гастелло.
На доводы о рапорте очевидцев тарана сторонники «версии Маслова» заявили, что, скорее всего, показаниям Воробьева и Рыбаса верить нельзя. Мол, они сами не видели, когда произошел таран. Или их свидетельства подделали, когда проводилась кампания по присвоению Гастелло звания Героя Советского Союза.
Эта версия обросла еще некоторыми подробностями. Выяснилось, что местные жители, которые впоследствии и похоронили членов экипажа, видели, как с падающего бомбардировщика спрыгивает человек с парашютом. Он прыгал с крыла. Учитывая конструкцию самолета, можно сделать вывод: так выпрыгнуть мог только командир экипажа. Если верить этой версии, Гастелло действительно удалось спастись. И что дальше? Высказывались предположения, что он был схвачен немцами и попал в плен. Получается, что никакой Гастелло не герой и ему ошибочно присвоили почетное звание вместо того, чтобы наградить Маслова? А он на самом деле струсил и покинул свой экипаж, обрекая его на гибель.
«Аргумент» от Геббельса
Но, как и официальная версия подвига, новая также имеет ряд несовпадений. Советское командование, получив на пятый день войны образ героя, протаранившего немецкую колонну, использовало его и всячески восхваляло Гастелло. Тогда почему, захватив в плен легендарного советского летчика, героя вражеской страны, главный пропагандист нацистов Геббельс не воспользовался случаем объявить, что Гастелло в его руках?
Но ничего такого не было. Более того, абсолютно никаких доказательств того, что Гастелло пребывал в немецком плену, не обнаружили. Можно предположить, что немцы забрали в плен одного из членов экипажа бомбардировщика, но свидетельств этому также не нашлось.
Некоторые историки, опровергая новую версию, также считают слабыми доказательства, что в болоте был обнаружен именно самолет Гастелло. Тем более что письмо, которое нашли в кабине, вскоре исчезло.
Доказать, что Маслов совершил таран, также никто не смог. По состоянию останков медики не смогли с уверенностью сказать, что экипаж погиб от сильнейшего взрыва. Поэтому сторонники официальной версии считают, что Маслов, возможно, и пытался совершить таран, но промахнулся, а сбитый самолет разбился о землю. С уверенностью можно заявить только одно: экипаж Маслова погиб в тот же день, когда Гастелло предположительно совершил свой легендарный таран.
Имя неизвестно, подвиг бессмертен
Согласно официальной версии, нет никаких причин считать, что найденные останки экипажа Маслова на предполагаемом месте захоронения Гастелло указывают на героизм первого и на необоснованный почет для второго. Путаница с местом захоронения не означает, что таран совершил именно Маслов.
Многие исследователи считают отсутствие останков Гастелло явным признаком того, что «огненный таран» совершил он, ведь в результате мощного взрыва тела экипажа, вероятно, сгорели и превратились в прах.
Какой бы ни была история на самом деле, достоверно узнать все подробности никому уже не удастся. С полной уверенностью сегодня утверждать можно только одно: 26 июня 41-го пилоты, штурманы и стрелки обоих экипажей погибли в неравном бою с немецко-фашистской ордой, пытавшейся поработить их Советскую Родину. И знаменитый «огненный таран» тоже был.