Почему советские граждане как огня боялись ОБХСС
В Советском Союзе ходил такой анекдот. У майора КГБ спрашивают, чем занимается его организация.
- Мы занимаемся людьми, которые недовольны государственным строем.
- А разве есть такие, которые довольны?
- Есть, но ими занимается ОБХСС!
Рожденные в 37-м
До 1937-го в стране не было органа по борьбе с экономическими преступлениями. Когда понадобились дополнительные средства на индустриализацию аграрной страны, Сталин решает создать при НКВД отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями. Так в марте 1937 года родился легендарный ОБХСС.
Первый отдел возник в Москве, а со временем конторы расползлись по всей стране. В новые отделы принимали самых опытных сотрудников УГРО и экономических отделов НКВД. Борцы с преступностью занялись расследованием хищений на производстве, фальшивомонетчиками и спекулянтами, а также теми, кто вел операции с валютой.
Во время Великой Отечественной на плечи ОБХСС также лег контроль за снабжением фронта. А в 60-е сотрудники отдела, имевшие репутацию абсолютно неподкупных, начали схватку с торговой мафией, «правившей» на рынках. Затем в поле их зрения оказались цеховики.
Благодаря усиленной работе ОБХСС удалось добиться значительного снижения изготовления фальшивых денег и количества незаконных валютных операций. Начиная с 60-х годов и до распада СССР, отдел сконцентрировался на пресечении криминальной деятельности в торговле, оставив за собой вереницу громких дел, на основе которых в современной России снимают телесериалы.
Работники торговли всех рангов, от низших до самых высших, боялись ОБХСС как огня. Причем круглые сутки – никто не гарантировал, что представители отдела не нагрянут домой посреди ночи и не начнут выяснять, на какие доходы была куплена мебель, хрустальные сервизы в сервантах и так далее. Опасались отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и партийные боссы, впоследствии даже возник вопрос-каламбур: «Почему КПСС боялась ОБХСС».
Океан денег
В 1976 году по всему Советскому Союзу по личному указанию премьер-министра Алексея Косыгина открылись рыбные магазины «Океан». Они предназначались для осуществления комплексной программы развития рыбной промышленности, так как в СССР покупателям не хватало мяса.
Летним утром 1978 года по Москве поползли слухи о том, что в магазинах под видом кильки в томате продают черную икру. Невиданными консервами моментально заинтересовались следователи Генеральной прокуратуры.
Раскрытая криминальная схема оказалась одновременно простой и масштабной. В ходе совместного расследования ОБХСС и КГБ были арестованы директор сети “Океан” Фельдман и директор одного из этих магазинов Фишман. Оба преступника в огромных количествах меняли рубли на валюту, готовясь к бегству на Запад через страны социалистического лагеря.
Дельцы сдали следователям всех участников цепочки, включая высших чиновников СССР. Замминистра рыбной промышленности Владимир Рытов был расстрелян.
По следам купцов Елисеевых
Эпоха генсека Леонида Брежнева заканчивалась на печальной ноте. За две недели до его смерти был арестован директор “Елисеевского” гастронома Москвы Юрий Соколов. Против него и руководства магазина было возбуждено дело о взяточничестве и хищениях.
Двадцать лет подряд Юрий Соколов возглавлял гастроном №1. В “Елисеевском” и его филиалах царило изобилие, но не для всех. Импортные продукты, икра, колбасы, конфеты и фрукты распределялись по семьям высокопоставленных чиновников, генералитета, творческой и спортивной элиты. Вхож был предприимчивый директор и в семью самого Леонида Ильича, с дочерью которого жил в одном доме.
Юрий Соколов выстроил четкую вертикальную схему коррупции. Сверху его “прикрывал” хозяин Москвы, Первый секретарь горкома партии Виктор Гришин. Снизу ему подчинялись руководители филиалов. Он встречался с ними по пятницам, как «крестный отец», принимая конверты с деньгами. Часть этих денег передавалась начальнику Главного управления торговли Москвы Николаю Трегубову и другим заинтересованным лицам.
Всего в ходе расследования преступлений в системе торговли столицы были привлечены более 10 тысяч человек. В тюрьму попали руководители ведущих московских продовольственных магазинов: гастрономов «Новоарбатский» и «Смоленский», а также начальник Мосплодовощпрома и директор сети «Диетторг”. Во взятках и незаконной торговле было уличено огромное количество граждан - от директоров продовольственных магазинов до высших руководителей отраслей, не имеющих отношения к пищепрому.
По итогам работы ОБХСС и следственной бригады невезучему директору Соколову, ставшему марионеткой в борьбе кремлевских партийных кланов, был вынесен расстрельный приговор.
Черный хлопок
Среди всех коррупционных дел, в расследовании которых принимал участие ОБХСС, «хлопковое дело» выделяется особенным размахом. Оно тянулось 10 лет. Система приписок в хлопковой промышленности СССР закончилась открытием почти 1000 уголовных дел. Тюремные сроки, а иногда и высшую меру наказания, получили более 5000 человек. Среди них были министр промышленности Узбекистана, начальник ОБХСС Бухарской области, зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов и первый секретарь ЦК КП Узбекистана.
«Хлопковое дело» поражало восточным размахом взяток. Глава ОБХСС Бухары хранил дома более 1 000 000 рублей, а также золото и драгоценные камни на полтора миллиона рублей. Страна была потрясена, а вынесение приговоров людям, чьи имена раньше произносились с почтением, как будто ускоряло процесс распада СССР.
Падение Советского Союза заставило реорганизоваться и ОБХСС, который был преобразован в ОБЭП, а в начале нового века стал Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции.