Месть за Москву: как Берлин запылал от советских бомбежек летом 1941 года
На фоне головокружительных успехов германской армии, которая в первые месяцы войны продвигалась вглубь по советской территории с неимоверной скоростью, настоящим шоком для фашистов стали несколько августовских налетов нашей авиации на столицу Третьего рейха. Несмотря на то, что человеческие потери были невелики, подобная наглость русских больно ударила по самолюбию Гитлера, который мог ждать от Сталина чего угодно, но только не этого. Ведь совсем недавно руководители Рейха обещали, что ни одна бомба не упадет на Берлин!
Ошибка Геббельса
Ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны немецкая армия приблизилась к Москве на расстояние, достаточное для начала массированных бомбардировок советской столицы.
22 июля несколько эскадрилий люфтваффе попытались пробиться к Москве, но были остановлены средствами противовоздушной обороны и резервными самолетами Красной армии. Правда, уже через день, 24 июля, на головы москвичей было сброшено 300 тонн зажигательных и фугасных бомб, которые спровоцировали многочисленные пожары и разрушения, вызвав у жителей столицы первые панические настроения.
Уверенный в собственной безнаказанности, главный идеолог Третьего рейха Йозеф Геббельс поспешил заявить, что военно-воздушные силы РККА полностью разгромлены и не способны оказывать сопротивления «германской машине».
Ему было невдомек, что в это самое время авиация Балтийского флота, базировавшаяся на островах Моозундского архипелага, готовилась нанести ответный удар. Он должен был напомнить жителям Берлина о боли и страданиях, испытываемых советскими людьми.
Наш ответ агрессору
Уже 26 июля командующий ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов во время личной встречи со Сталиным предложил использовать для этой цели аэродром Когул. Он располагался на острове Эзель, который к тому времени находился в глубочайшем тылу фашистской армии, но контролировался советскими моряками.
Сталина полностью устроил подготовленный план, и он его незамедлительно утвердил. При этом потребовал, чтобы операция по бомбардировке Берлина была проведена не позднее, чем через две недели.
Для выполнения задания отобрали бомбардировщики
Они единственные из всей авиации Красной армии могли преодолеть 900 км до Берлина, сбросить бомбы и вернуться назад. Из-за того, что на помощь истребительной авиации рассчитывать не приходилось, рейд на немецкую столицу решено было провести в ночное время.
Самолеты должны были лететь на максимально большой высоте, а пилотам категорически запрещалось вести переговоры по радио. Для увеличения психологического эффекта в бомболюки загружалась одна 500-килограммовая бомба или два зажигательных фугаса весом по 250 кг каждый.
Подготовка и первый удар
В условиях строжайшей секретности на Эзель доставили специальную строительную технику, а взлетную полосу аэродрома Когул значительно удлинили с помощью специальных стальных плит.
Первая ударная группа, состоящая из 15 бомбардировщиков ДБ-3, начала взлетать в 9 часов вечера 7 августа. Поднявшись на высоту 7 км, самолеты уже через три часа вошли в воздушное пространство фашистской Германии.
На всем пути следовании их фиксировали немецкие наблюдатели, но принимали за самолеты люфтваффе, возвращавшиеся с боевого задания. Над городом Штеттин немцы даже показали им направление на ближайший аэродром, куда предлагали совершить посадку. Ровно в 1.30 по местному времени советские самолеты начали сбрасывать бомбы на отлично освещенный Берлин.
Средства ПВО фашистской столицы среагировали примерно через 40 секунд после первых взрывов. Небо над Берлином буквально осветилось от лучей мощных прожекторов и разрывов трассирующих зенитных снарядов.
Уже наутро немецкая пропаганда бодро рапортовала о том, что средствам ПВО удалось отбить налет «английской авиации», в котором участвовало 150 бомбардировщиков, а из прорвавшихся 15 самолетов 9 удалось сбить.
Шокированные англичане немедленно ответили, что из-за плохой погоды ни один британский самолет не совершал вылеты в ночь с 7 на 8 августа. Этим они окончательно добили подчиненных Геббельса. До них только дошло, что Берлин бомбила советская дальняя авиация, радиус действия которой превышал все существовавшие в то время нормы.
Психологические и реальные итоги налетов
Всего до 5 сентября 1941 года советской авиацией было осуществлено девять налетов на Берлин и некоторые другие немецкие города. Всего на задание вылетело 86 бомбардировщиков, 33 из которых достигли столицы Третьего рейха и сбросили бомбы. На город упала 21 тонна бомб, произошло 32 крупных пожара.
Еще 37 бомбардировщиков из-за ошибок в навигации и других причин не смогли выйти к Берлину и сбросили 36 тонн бомб на другие военные и гражданские цели в Штеттине, Кольберге, Мемеле, Виндаме, Данциге и Либаве. 17 (по некоторым данным 18) бомбардировщиков были потеряны
Результаты этих бомбардировок принесли колоссальный психологический эффект. Многие немецкие женщины писали на фронт своим мужьям, что с ужасом ждут наступления ночи, когда могут прилететь страшные русские и «начнут мстить за Москву».
Уже 8 августа Сталин поощрил каждого участника налета на Берлин денежной премией в размере 2 тысяч рублей, а экипажи бомбардировщиков были представлены к правительственным наградам СССР.
13 августа Президиум Верховного Совета СССР постановил присвоить звание Героя Советского Союза полковнику Е.Н. Преображенскому, а также капитанам В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, А.Я. Ефремову и П.И. Хохлову.
Ордена Ленина получили 13 военнослужащих, ордена Красного Знамени и Красной Звезды – 55 человек. Десятки членов экипажей и наиболее отличившиеся представители обслуживающего персонала были награждены другими орденами и медалями.
К сожалению, из-за продолжавшегося наступления фашистов на Москву и перемещения линии фронта на восток совершение подобных рейдов в дальнейшем стало нецелесообразно. Но даже эти девять налетов заставили многих фанатов Гитлера пересмотреть вою жизненную позицию.