Легендарный маршал Семен Буденный слыл заговоренным, а многочисленные легенды и мифы начали окружать его еще при жизни
Семен Михайлович Буденный появился на свет 135 лет назад, 25 апреля (по новому стилю) 1883 года. О легендарном командарме за 90 лет его славной жизни ходило столько слухов, что теперь уже и не ясно, где правда, а где нет. Сам он очень любил слушать свежие байки о себе и хохотал на всю округу, когда ему приносили новую историю.
Бессмертный
Буденный родился в казачьем крае, но сам казаком не был. Его родители перебрались на Дон из центральной России и среди казаков считались пришлыми. Тем не менее мать хорошо знала местные традиции и обычаи. И, когда Семену в 1903 году пришла пора уходить на войну, сорвала бессмертник и отдала сыну как казачий оберег. С тех пор его ни разу серьезно не ранили. Порой смерть буквально ходила за ним по пятам - а он ее обманывал. Он много раз избегал гибели в атаках и уверял, что от сабли он заговорен, а пуля его не берет.
В самом начале 1920-х Буденный воевал с басмачами. Те устроили на него три покушения. Буквально чудом Семен Михайлович каждый раз выходил сухим из воды. Не удивительно, что местные жители сочли его заговоренным. Когда Буденный выступал на митингах, женщины старались отрезать лоскуток его шинели, считая, что это принесет в дом удачу.
На его счету нет ни одного поражения. Конечно, только революция позволила выходцу из крепостных стать маршалом, но это совершенно не умаляет его заслуг.
Покорился даже конь
Говорят, что молодого молотобойца сначала попытались притеснять в армии. Один из офицеров, чтобы в очередной раз посмеяться над неуклюжим новобранцем, велел ему объездить коня, которого не каждый мог и за уздечку взять.
Буденный вскочил в седло и будто прирос к нему. Конь тщетно пытался сбросить ездока. Вставал на дыбы, пытался счесать наездника об ограду, падал на спину. Но Семен не зря с малого детства учился обращаться с лошадями. В конце концов конь сдался, а нападки на парня закончились.
Лошади были беззаветной любовью Буденного. Рассказывают, что однажды некий художник писал его конный портрет и выбрал из фотоальбома кобылу Ворошилова, которая показалась ему красивее. Буденный в ярости кричал: «Меня! На Климкиной кобыле!!!». Но это почти анекдот, а вот то, что благодаря Буденному в нашей стране появились редкие породы лошадей; что он спасал от репрессий директоров конных заводов; что Буденный всячески противодействовал решению Хрущева отправить лошадей за ненадобностью на «колбасу»; и, наконец, то что Буденный стоял у истоков советского конного спорта – это чистая правда.
Неопасный дуралей
1935 год принес Буденному звание маршала, одного из пяти первых в СССР. Но очень скоро армия подверглась чисткам, и маршалов осталось всего двое. Тучи сгущались. Но маршал и в годы репрессий оказался счастливчиком. Говорят, что «воронок» приезжал и за Буденным. Маршал был готов, и, по одной из версий, встретил чекистов шашкой и криком: «Ну? Кто первый?» Другая версия гласит, что арестантскую команду разогнал выставленный в окно пулемет. Когда чекисты ретировались, Буденный позвонил Сталину и стал кричать о контрреволюции, о том, что его пришли арестовывать и живым он не дастся… Сталин якобы отозвал приказ об аресте маршала, сказав: «Этот старый дуралей не опасен».
Сталин зря считал Буденного безобидным дурачком. Тот прекрасно разбирался в политических реалиях времени и даже на собрания в штаб ездил, окруженный большим количеством преданных ему отчаянных казаков. Троцкий видел его насквозь и характеризовал как предводителя банды головорезов, которые пойдут за ним туда, куда он прикажет.
Говорят, что в 72 года Буденный с легкостью смог повторить так называемый «крест Азаряна» - гимнастическое упражнение на кольцах, которое и тренированные-то гимнасты не могли исполнить. В 1955 году этот элемент произвел настоящую сенсацию в гимнастике. О нем говорил весь мир, а Буденный запросто выполнил его у себя в спортзале.
Подправленные усы
Усы – гордость казака. И маршал это прекрасно знал. Говорят, он обкорнал брату пышные усы со словами «Буденный должен быть один». А еще рассказывают, что на портрете, который писал с Буденного Николай Мешков, маршалу не понравилось, как выглядят его усы. И он взял кисть и все «исправил».
На следующий день Мешков кричал и топал ногами в поисках того, кто изуродовал почти законченную картину. Семен Михайлович объяснил, что просто хотел подправить торчащие, как у кота, усы. Художнику пришлось уступить, он нарисовал усы такими, какими их хотел видеть Буденный.
Конь Фаберже
А вот с памятником в родном Ростове командарму не очень повезло. Скульптор Евгений Вучетич, хоть и слыл хорошим документалистом, но в работе над ростовской скульптурной группой допустил множество нелепостей. Рассказывают, что Буденный на открытии памятника выглядел недовольным. А когда его спросили, мол, похож ли он на себя, схожесть признал, а вот коня забраковал, сказал, что на кобыле казак сидеть не станет.
Вучетич, конечно, обиделся, но кобылу в коня переделал подчеркнуто монументально. Памятник этот критикуют до сего дня. Говорят, что, если бы все недочеты заставить исправлять, легче было бы переотлить заново. Там и тупоносые пехотные кирзачи вместо остроносых кавалерийских сапог (стремя такими не поймаешь), и портупея образца 1943 года, граната совсем непропорциональная, а стремена и вовсе нашего времени, к тому же еще и конкурные.
Кстати, зря Буденный про кобыл наврал. Ни один полководец на парад на жеребце не выедет. Вдруг жеребец заинтересуется одной из кобыл, – некрасивая история выйти может. Да и атаманы казачьи в атаку на кобылах шли – жеребцы за ними охотнее устремлялись, не надо было нахлестывать.
…Семен Михайлович Буденный дожил до 90 лет. Имя его осталось не только в военной истории, но и в многочисленных литературных произведениях, фильмах и анекдотах – настолько яркой была его личность.