Как воровство сорвало грандиозную спецоперацию советской контрразведки
6 июня 1943 года по команде были подняты и переброшены в Кожвинский район Коми АССР отряды военизированной охраны (ВОХР). Задача была поставлена следующая: найти десант, возможно, высадившийся в лесах рядом с райцентром. Но того, что произошло дальше, никто не мог предвидеть.
У Печоры у реки
Недалеко от поселка Кожва через реку Печора еще в 1938 году был наведен железнодорожный мост. После четырех лет строительства и испытаний в сложнейших условиях по мосту пошли поезда с лесом, углем и нефтью. Мост имел статус стратегически значимого объекта. И немудрено: он был частью Северной железнодорожной магистрали, по которой осуществлялось снабжение немалой части фронтов и Северного флота.
Его-то и собрались разрушить немцы в ходе тщательно разработанной операции, которая получила название «Печорский десант». Подготовкой диверсии занялись специалисты разведывательной службы «Цеппелин». В ходе приготовлений были учтены самые малые подробности экипировки десантников.
В распоряжении диверсантов было все необходимое, чтобы на месяц раствориться в лесах Печоры, вплоть до бланков удостоверений и гербовых печатей НКВД. Времени и доставленного оснащения было более чем достаточно для того, чтобы дюжина обученных диверсантов совершила качественный подрыв моста. Планировалась также дезорганизация работы советского тыла, ведь на северных территориях располагалось большое количество лагерей, в которых намеревались устроить бунты.
Побег под командованием колчаковца
Бойцы были прекрасно тренированы, экипированы и вооружены, что называется, до зубов. Отличить их от советских граждан было практически невозможно: ведь они и были в прошлом советскими гражданами. Военными, попавшими в немецкий плен и выразившими готовность к сотрудничеству с врагом.
Отобранные в концентрационных лагерях и лагерях для военнопленных, они прошли серьезнейшую подготовку в разведшколе «Цеппелин» недалеко от Риги. В группе было 12 человек, их командиром немцы назначили бывшего колчаковского офицера, идейного белогвардейца Льва Николаева. Остальные члены группы были обычными солдатами и офицерами Красной армии. И, как оказалось, у них на этот десант был свой план – хотя бы таким образом вернуться на Родину, пусть снова в лагеря, зато в советские. Еще в процессе подготовки одним из членов группы, Александром Дорониным, среди будущих диверсантов велись беседы о том, чтобы сдаться сразу после приземления на территории СССР.
Неожиданный подарок
Но бойцы ВОХР, которым сообщили о предполагаемом десанте, конечно, об этих планах не знали. И вдруг с совхозной фермы «Развилки» пришло известие: у них находятся два человека, заявляющие о своей принадлежности к диверсионной группе.
Отряд НКВД во главе с политруком Лазаревым в сопровождении одного из десантников отправился к месту сбора приземлившихся боевиков. Второй был оставлен в заложниках.
Не обошлось без жертв. Выставленный у разбитого в лесу лагеря постовой дал автоматную очередь в воздух, объявляя таким образом общий сбор. Но один из вохровцев решил, что их привели в засаду, и застрелил постового. Больше недопониманий не возникло, и десантники сдались властям. В лагере был обнаружен еще один труп: Льва Николаева, командира группы, застрелил денщик, Ахнами Расулев.
Пара носовых платков
Советское командование среагировало на возникшую возможность сорвать немецкие планы и попыталось организовать радиоигру с привлечением в район Кожвы немецких диверсионных групп и последующим их уничтожением. С помощью радиостанции уже сдавшиеся диверсанты связались с разведцентром и попросили подкрепления. Доводы были убедительными, и все бы прошло гладко, но немцы запросили для высадки шифрованные координаты с карты, которая была у диверсантов.
И вот тут выяснилось, что практически все имущество десантников после обыска и изъятия чудесным образом растворилось. Новые полушубки, унты, больше 20 000 рублей, личные вещи вместе с ракетницами, фонарями и хирургическим набором, все, вплоть до сигарет и шоколада, пропало. Разъяренное начальство произвело обыск среди бойцов ВОХР, но были обнаружены только три пустые банки из-под лимонной кислоты и пара носовых платков, которые отобрали у вохровцев. Карту так и не смогли найти, и немцы немедленно свернули все каналы связи с десантом.
Так из-за банальной жадности и вороватости нескольких человечков в мундирах была сорвана, так и не начавшись, очень интересная радиоигра. Заодно сорвалась и спецоперация по уничтожению большого количества обученных немецких диверсантов, которые, скорее всего, были использованы в других операциях в войне против нашей страны.
Тогда «полетело» немало погон и голов, но ситуацию было уже не исправить. А вот сдавшиеся бойцы прошли проверку разной степени в советских фильтрационных лагерях и после были освобождены.