Платья фигуристок прячут от дурного глаза
С модельером Ольгой РЯБЕНКО - автором большинства костюмов, в которых наши девочки блистали на недавних Олимпийских играх и чемпионате мира по фигурному катанию, договариваемся о встрече, а она: в ближайшие дни не получится, срочный заказ. Оказалось, шьет платье Евгении МЕДВЕДЕВОЙ для показательных выступлений в Японии. А у Рябенко правило: не показывать никому полуготовый вариант - иначе обязательно что-то пойдет не так.
Знаменитая красная пачка Алины Загитовой, ее же черно-белый лебедь. Анна Каренина Жени Медведевой. Нежный голубой наряд юной звездочки Саши Трусовой, взорвавшей мир двумя четверными прыжками в одном прокате, - с автором всей этой красоты Ольгой Рябенко мы сидим в съемной «однушке» на краю Москвы. На стенах - эскизы, на полках - мотки тканей и фурнитура, на вешалке дожидаются заказчиков готовые костюмы. Сюда на примерку приезжают как звезды, так и начинающие фигуристы - Рябенко обшивает и юных спортсменов.
- Сколько раз замечала: отправишь фото заказчику - ни за что платье не сядет, - делится Ольга. - Еще правило: получаю за работу аванс, но остальную часть денег не забираю, пока человек не наденет платье. И знаю, что дурной глаз существует. В раздевалках бывает: примеряем на кого-то вещь, мамочки хором - ой, какой цвет хороший. Все, не идет работа. Предпочитаю шить из ткани, которой никто не видел, не щупал.
- Что вы чувствовали, когда две девочки в ваших костюмах стояли на пьедестале?
- Конечно, было приятно. До этого в моих костюмах выступали Юля Липницкая, победившая в командном зачете на Олимпиаде в Сочи, и Лена Радионова - чемпионка России. Но, если честно, когда Алина и Женя поднялись на пьедестал в Пхенчхане, эмоции были другого плана. Не знаю, как Этери Георгиевна Тутберидзе вообще это пережила. Я и то сидела, ревела. Читала, что многие потом упрекали тренера - дескать, она должна была подойти поздравить Алину с успехом. Да, но у нее была плачущая Женя.
Алиночка молодец, но было бы справедливо, если бы золотую медаль получила Женя. Алинка выросла за спиной Жени, повторяла все за ней. Она и на чемпионате мира упала, потому что ей не было за кем тянуться, - вздыхает Ольга.
Сегодня к Рябенко очередь. А с десяток лет назад, когда Ольга приехала из Луганска практически в никуда, она была рада любой работе. На родине получила специальность «закройщик легкого платья». Шила все - шубы, шапки, вышивала, с кожей экспериментировала. По объявлению в газете устроилась в московское ателье.
Первый «спортивный» заказ ей сделала мама гимнастки.
- В ателье я получала 500 - 600 рублей в день. А за купальник взяла тогда 3 тысячи и была безумно счастлива. Шила дома, на своем оборудовании, хотя хозяйка упорно хотела поймать меня на левых заказах.
Слава об умелой портнихе добралась до фигуристов - первым в коллекции Рябенко стал комбинезон по мотивам «Пиратов Карибского моря». Через Юлю Липницкую и ее маму Даниэлу Ольга познакомилась с Этери Тутберидзе. Юле ставили тогда номер под музыку из фильма «Список Шиндлера», и они с мамой искали, кто сошьет знаменитое красное пальто. До старта оставалось всего две недели, а костюма не было.
- Знакомая дала им мой номер телефона, и я пообещала помочь, - рассказывает Ольга. - В работе использовала сетку двух цветов - более яркая шла нижним слоем, а потемнее - сверху. Получался необычный эффект свечения. Впервые я использовала аэрограф, которым можно прямо на ткани создавать красивые цветовые переходы.
Кстати, Даниэла Липницкая сама очень хорошо шьет. И мне было лестно, что она обратилась именно ко мне. К слову, этот номер долго не хотели принимать. Говорили, тема слишком ответственная для юной девочки. Повезло, наверное, что этот танец ставил Авербух. Вместе с тренером им удалось его отстоять.
- Есть ощущение, что пальто очень плотное.
- На самом деле оно легкое, просто невесомое. У нас с Юлей было всего две примерки. Я привезла его на лед, где впервые встретилась с Этери Георгиевной. Перед этим меня все пугали, говорили, что она очень требовательная, жесткая. А она для каждого своя. У нас по-разному бывало - иногда я в слезы, а она в крик. Со временем стало легче: тренер поняла, что я хочу сделать только лучше. Если шью, а платье не нравится, мы можем его полностью переделать. В прошлом году, например, для короткой программы Жени Медведевой выбрали костюм цвета тиффани - модного светло-зеленого оттенка. Приложили к лицу кусок ткани - все вроде хорошо, но когда яркая, прекрасная Женечка вышла в готовом платье на лед, она выглядела в нем серой мышкой. Пришлось заменить на розовое. Лед здорово съедает цвет.
Тайное оружие
- Как рождается идея костюма?
- Мне дают музыку, высказывают пожелания - я предлагаю два-три эскиза, прикладываю кусочки ткани. А с Этери Георгиевной мы настолько хорошо узнали друг друга, что объясняемся буквально на пальцах. Иногда мне присылают не только музыку, но и связанную с ней историю, чтобы я понимала, что делаю. Фильм смотрю, если это музыка из кино.
Правда, когда шила платье для Полины Цурской, которая танцевала под мелодию из «Игры престолов», получилось наоборот. Этери Георгиевна сказала: «Кино видела? Забудь». Полину мы представили художницей. Ее синее платье - как раз с подиума. Тогда в моду только вошли платья на телесной сетки, расшитые бисером.
- В фигурном катании есть свои модные штучки: что сейчас носят, что нет?
- Конечно. Костюмы стали более лаконичными, без театральности. Очень здорово, что в последнее время моду в «фигурке» продвинули именно наши спортсменки.
Сейчас, после триумфа Алины Загитовой, всем, понятно, нужны пачки. Хотя раньше тренеры их очень не любили - торчащая юбка мешает прыжку, создает эффект парашюта. Кроме того, фигуристка не видит под ней своих ног. Некоторые из-за этого даже на льду стоять не могут - голова кружится. Чтобы подготовиться к олимпийскому старту, Алина два месяца тренировалась в пачке.
Собираясь в гости к Ольге Рябенко, я узнала по секрету, что Этери Тутберидзе не прочь похулиганить. Кроме великолепной техники и артистизма, которые демонстрируют ее подопечные, она знает, какие еще «компоненты» могут сподвигнуть жюри на оценки повыше. Согласитесь, задорная красная пачка, подчеркивающая фигуру Алины Загитовой, мало кого из мужчин в судейской бригаде оставила равнодушным. Кстати, тренер велит всем девочкам, независимо от возраста, приходить на тренировки слегка накрашенными.
- Этери Георгиевна подчеркивает, что должна видеть лица своих воспитанниц. Бывает, возмущается: «Где брови? Иди рисуй брови!» Она считает, что все, кто катается у нее, должны уметь достойно себя подавать, - говорит Ольга.
Платье за 60 тысяч
- Сколько стоит сшить платье на девушку 14-15 лет?
- Первым трем членам сборной, которые выиграли чемпионат России, Федерация фигурного катания выделяет 50 - 60 тысяч рублей на костюм, еще троим пошив компенсируется частично. Но, скажем, у Жени Медведевой только для «Анны Карениной» было приготовлено три платья: черное, коричневое и бордовое. Плюс четыре костюма на показательную и один на короткую программы - всего восемь нарядов на сезон. В выделенный бюджет, она, конечно, не вписывается. Поэтому часто приходится шить за свой счет.
- За что судьи из-за костюма могут снять баллы, оценивая программу?
- Не допускается оголять более 40 процентов тела. Была история с танцорами Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным - бронзовыми призерами Олимпиады 2010 года в Ванкувере. На показательных они выступали в образе австралийских аборигенов в костюмах телесного цвета. И им пришлось доказывать, что это не совсем голое тело. Снимают баллы, если с одежды что-то отлетело. Поэтому камни сажаем на самый надежный клей, перышки, пайетки несколько раз прошиваем. С черно-белой пачки Алины Загитовой для ее «лебедя» мы долго стряхивали лишние пайетки: когда она первый раз вышла на лед, вокруг стояло черно-белое облако.
- Как же вы сделали, что платье на глазах у всех из белого превратилось в черное?
- Где-то на отдыхе Этери Георгиевна увидела футболку с переливающимися пайетками и сказала, что хочет куда-нибудь их внедрить. Я долго сопротивлялась. Блестяшки ведь не только могут оторваться - они ужасно полнят. Но Тутберидзе с постановщиком программ Даниилом Глейхенгаузом вынашивали черно-белого лебедя еще со времен Липницкой и были непреклонны. Говорю: тогда я поставлю блестки кусками, чтобы костюм не смотрелся шубой. За счет таких вкраплений наряд заиграл.
Для короткой программы «Млечный путь» Жени Медведевой мы и вовсе ткань напечатали на принтере. Получился эффект 3D.
Стринги Шелковы
- По поводу неполадок в костюме - на этом дважды попалась француженка Габриэла Пападакис - то у нее грудь приоткрылась, то трусы съехали. Но это не помешало ей стать чемпионкой мира в танцах на льду.
- Несколько лет назад у нашей фигуристки Екатерины Рублевой тоже грудь оголилась, так что никто от этого не застрахован. Я стараюсь все эти моменты предусмотреть. Но сейчас сложно с качественной фурнитурой. От замков отказываемся - они лопаются. Использую балетные крючки. Еще во время учебы я прочитала, что в старых балетных мастерских крючки пришивали способом «туда-сюда» - попеременно с двух сторон. Они надежные.
А по поводу Габриэлы Пападакис - она действительно одевается очень сексуально, и в этом ее шарм. Не красавица, но на льду просто богиня.
- А что вы скажете о нарядах «заслуженной» одиночницы Каролины Костнер? Многие из них - от самого Валентино.
- Подиумное не всегда удачно для фигурного катания. Я видела Каролину на московском этапе «Гран-при» три года назад. Она выступала в бирюзовом платье в восточном стиле со вставкой телесного цвета на груди. Бесцветные трусы тоже были расшиты пайетками. Выглядело это, мягко говоря, пикантно. Другое платье, которое неприятно удивило, - розовое с цветком. По телевизору оно смотрелось интересно, но вживую я видела, чуть ли не где нитки торчат.
- Можете вспомнить другие интересные костюмы?
- Очень сильное впечатление произвели белые брюки Робина Шелковы, когда он выступал в паре с Аленой Савченко. Я сидела на их выступлении и, сколько бы Робин мимо меня ни проезжал, видела только его явственно выступающие под брюками стринги. Алена была красавица в белом платье, на нем верх тоже смотрелся классно, но зачем он надел эти белые брюки, до сих пор не понимаю.
*Организация запрещена на территории РФ