Сегодня радаром не удивишь никого, а когда-то над его созданием и изобретением бились лучшие умы разных стран
Радар был изобретен немцем, своим названием он обязан американцам. Первыми его успешно применили британцы. Трудно поверить, но поначалу радаром интересовались постольку-поскольку. И только Вторая мировая война заставила сделать радарные устройства важнейшей составляющей оборонных комплексов разных стран мира.
Любопытный Христиан
Мысль использовать волны Герца (в то время так называли радиоволны), чтобы отслеживать объекты, которые движутся, впервые родилась в голове 22-летнего работника Siemens в Дюссельдорфе Христиана Хюльсмейера. Молодой человек не обладал техническим образованием, но компенсировал это неуемным интересом ко всем новым разработкам в области электричества.
Сконструированное им устройство в 1904 году было испытано и запатентовано, как телемобилоскоп. Изготавливался этот аппарат для излучения и приема радиоволны Герца, «с целью выявить на ее пути металлические тела, к примеру, поезда либо кораблей, а также предупредить об их появлении».
Публичное испытание телемобилоскопа состоялось на одном из Кельнских мостов. Впоследствии о результатах успешного опыта много писала пресса Америки и Европы.
Сконструированный Хюльсмейером прибор обладал искровым генератором радиоволн, излучающей антенной с железным, обеспечивающим фокусировку, рефлектором, а также принимающей антенной с дополнительным рефлекторным устройством.
Когда приближалось судно - прибор звонил. Также приспособление давало информацию о том, с какой стороны движется объект. Понятно, что о точном расстоянии до объекта и его скоростном режиме прибор сообщить не мог. По своей сути это был еще не тот радиолокатор, который мы знаем сегодня, а скорее – радиодетектор.
Однако волна интереса к новому изобретению быстро спала: зачем, дескать, дополнительно оповещать о приближении судна, если достаточно гудка. И только после Второй мировой войны соотечественники Хюльсмейера, дожившего до 1957 года, признали его великим. Его изобретение сейчас выставлено в мюнхенском музее, а совершенствовали его, что называется, всем миром, но каждый – для себя. Пример показали англичане, создавшие первую в мире национальную систему радарной защиты.
Великобритания
Первая британская радарная сеть не имела вращающихся антеннн, импульсы излучались кабельными антеннами, подвешенными на решетчатых стальных башнях высотой в 110 метров. Приемные антенны размещались на 70-метровых деревянных башенных конструкциях. Сначала мощность каждого передатчика составляла 350 кВт, потом удалось добиться 750 кВт. Станции стояли цепочкой вдоль побережья.
Сегодня их возможности назвали бы смехотворными, те радары не замечали самолеты, летевшие на небольшой высоте. Но в хорошую погоду стервятников люфтваффе засекали уже в тот момент, когда они появлялись над Францией. Британские ВВС получали лишние 20 минут, что в те времена было бесценно.
Во время Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года) немцы лишились 1882 своих самолета из 4074. Погибли или попали в плен более трех с половиной тысяч немецких пилотов, в то время как англичане потеряли только 544. Германская авиация была вынуждена практически полностью свернуть свою деятельность в британском небе. Это была заслуга радарной сети Chain Home Low, где уже применялись вращающиеся антенны, испускавшие полутораметровые радиоволны. А с 1941 года радиолокаторы, работающие на 50-сантиметровых волнах, были установлены кораблях.
Франция
В 1934 году француз Эмиль Жирардо, подхвативший идеи великого Николая Теслы, оформил патент на свой радиолокационный прибор. А в 1935 году устройство было установлено на крупнейшем трансатлантическом почтово-пассажирском турбоэлектроходе «Нормандия».
Незадолго перед оккупацией Германией во Франции появилась радарная станция, но в начале лета 1940-го ее демонтировали, опасаясь, что такая ценность попадет к врагу.
США
С началом Второй мировой американцы форсировали развитие РЛС- приборов. Однако поставить их на боевое дежурство смогли на ВМФ только в 1940-м, а на объектах ПВО лишь зимой 1941 года.
Собственно, термин «радар» принадлежит американцам. Он образовался от аббревиатуры "RAdio Detection And Ranging" (радиообнаружение и оценивание расстояния до объекта). Еще в 1922 году ученые, работающие в Лаборатории авиационной радиотехники военно-морского флота США, смогли успешно отследить деревянное судно, которое двигалось по реке Потомак. Для этого на берегу был установлен передатчик, чья антенна постоянно излучала пятиметровые волны. На другом берегу - приемник радиоволн.
Когда судно попало в область между двумя приборами, принимающая антенна улавливала сразу пару сигналов, один из которых был прямым, а второй – отраженным. Практически это также был детектор волн, как и прибор Хюльсмейера.
Американские исследователи Янг и Тейлор видели перспективность разработок и попросили разрешение на дальнейшие исследования. Плодом их работы стала теоретическая возможность обнаруживать не только движущиеся по земле или воде объекты, но и самолеты.
Однако попытки создать такой прибор долго были провальными. И лишь перейдя к работе с интерференционными детекторами, ученые смогли продвинуться в своей работе.
Первый импульсный радар, обнаруживающий объект с помощью отраженных от него волн, был успешно испытан только в 1936 году. Тогда удалось засечь самолет на расстоянии 40 км.
СССР
В 1929 году Научно-техническим комитетом РККА были инициализированы исследования, призванные решить задачу по обнаружению вражеской авиации. Первые попытки, связанные с идеей улавливания электромагнитного излучения авиационных двигателей, успеха не возымели. Ученые поняли, что другого способа, кроме использования отражения радиосигнала, найти не получится. В октябре 1933 года командование дало поручение центральной радиолаборатории исследовать возможность выявления авиации с применением отражения радиоволн в дециметровом диапазоне. В итоге создали установку, включающую в себя радиопередатчик непрерывного излучения, работавший в диапазоне волн 50-60 см, имеющий мощность 0,2 Вт, суперрегенеративный приемник и параболические антенны с диаметром 2 метра.
Первый успешный опыт по обнаружению самолета датирован 3 января 1934 года. Воздушное судно было замечено на расстоянии почти 700 метров.
В результате интенсивной работы уже в 1939 году первая в СССР РЛС стала на боевое дежурство. В годы советско-финской войны советские мобильные РЛС полностью контролировали приграничное воздушное пространство, не допуская налетов вражеской авиации на Ленинград.
Важную роль радиолокационные станции сыграли и во время Великой Отечественной войны. Особенное значение это имело при отражении налетов фашистской авиации на Москву, Ленинград и нефтепромыслы Кавказа.
Роль РЛС в обеспечении надежной защиты нашей страны трудно переоценить и сегодня. Современные радиолокационные станции способны обеспечить раннее предупреждение в случае ракетной атаки, радиус их действия составляет тысячи километров. Сейчас это действительно всевидящее око, способное наблюдать даже за движением отдельных космических объектов.