Расчленив труп матери, чтобы замести следы, Виктор взял из психушки «напрокат» чужую старушку
То, что совершил 54-летний житель Перми Виктор ЧУДИНОВ, потрясло весь город. Еще больше шокировала пермяков мягкость приговора, вынесенного душегубу.
Ольга ВОЛГИНА, собкор «ЭГ» в Перми
Жили-были в Перми две семьи. Друг друга не знали. Но в обеих были старушки мамаши: 85-летняя Нина Александровна Ципенникова и 78-летняя Евдокия Ивановна Чудинова. И та, и другая страдали серьезными провалами в памяти. Путали имена - и свои, и чужие, могли отправиться в соседний магазин и заблудиться. Однажды обе бабушки исчезли. От родственников в Дзержинский и Кировский РОВД города - соответственно их проживанию - поступили заявления о пропаже.
ЕВДОКИЯ ЧУДИНОВА: представить себе не могла, какие "похороны" ей устроит сын |
Обратившись в милицию, Владимир Ципенников указал все фамилии, которыми могла назваться его мама Нина Александровна: Новикова (в девичестве), Ципенникова и Захарова (по бывшим мужьям). Он обошел и обзвонил все больницы, морги и приюты. Безрезультатно! Прошло четыре месяца. И вдруг на пороге соседка: «Вашу бабу Нину только что по телевизору показывали в программе «Их разыскивают». Вот номер телефона..." У сына, 55-летнего Владимира, точно крылья выросли. Значит, жива! Значит, скоро обниму! Но... - Была такая бабушка у нас, - объяснили Ципенникову в областной психиатрической клинике. - Точно была. Но ее давно забрал… сын. - Бред какой-то! - ужаснулся Владимир. - Ведь я у мамы единственный. Адрес самозванца по фамилии Чудинов ему выдали сразу.
Вертлявый душегуб - Мужик мне сразу не понравился, - признается Володя. - Суетливый, вертлявый. Говорю: «Ты ведь не свою мать забрал!» Он тут же: «Может, и не свою. Да только она уже умерла. А документы мне ее отдали без возражений. Я уж и схоронил ее».
БЕЗЫМЯННАЯ МОГИЛА: после эксгумации Владимир Ципенников узнал, что в ней покоится его любимая мама Нина Александровна |
Владимир обратился в милицию. Выяснилось, что через три дня после ухода из дома его матери «скорая» доставила изможденную заблудившуюся старушку в Плехановскую городскую больницу. Там Нина Александровна, в минуты просветления, вспомнила все свои фамилии. И в областную психиатрическую клинику она поступила уже под своим полным официальным именем. О чем и свидетельствует надпись на обратной стороне фото, сделанного операми группы розыска Свердловского УВД г. Перми для показа по телевидению. - Не могу понять, как это могло произойти, - вздыхает Владимир. - Я ведь был в клинике, когда мама лежала там. Но мне сказали, что «такая у них не значится». Как подумаю, что находился в нескольких шагах от нее, мог ее спасти, сразу слезы подступают. Конечно же, сделали эксгумацию. После чего арестовали Чудинова. Тот запираться не стал, сознался в убийстве собственной матери.
Спровадил маму: голову - в Каму, тело - в яму
Если Владимир Ципенников обожал свою мать, то о Викторе Чудинове этого никак не скажешь. Он любил выпить. Однажды пришел домой, сильно перебрав. Евдокия Ивановна принялась за обычные нравоучения. Виктор, по его словам, оттолкнул ее. Падая, старушка якобы сильно ударилась головой о спинку дивана и умерла. Последующие три дня сын заливал горе у трупа матери и думал, как спастись от суда.
ВИКТОР ЧУДИНОВ НА СЛЕДСТВЕННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ: показывает, как выносил останки матери |
На четвертые сутки план созрел. Расчленив тело, нелюдь упаковал его в несколько свертков. Голову, по его признанию, выбросил в реку Каму, а все, что осталось, зарыл в подвале. И подал заявление в милицию: пропала, мол, беспамятная. Потом на просмотре многочисленных неопознанных трупов сын жалостливо плакал - ах, не она! И вдруг звонок из органов: в «психушку» поступила бабушка, по описанию похожая на мать Чудинова. И рост подходящий, и себя не помнит. Живая! Только почти ничего не слышит и не видит. И надо же быть такому совпадению: старушка в качестве одной из своих фамилий называет фамилию «Новикова»! А девичья фамилия бывшей жены Чудинова тоже Новикова! Поэтому преступнику удалось всех обмануть. Ведь по русской традиции многие зятья называют своих тещ «мамами». Он взял да и признал ее своей «мамулей». Почему бы и нет - она ведь ничего не помнит, лежит в больнице, пить не мешает, а главное - про родную убиенную мамашу никто теперь не спросит. А вскоре врачи сказали: жить «приемной маме» осталось не больше месяца. Чудинов обрадовался. Заполнил необходимые документы и перевез бабушку к себе. - Старушку мы видели только на похоронах, - пожимают плечами соседи. - Витька-то ее как доставил из больницы, так никому и не показывал. Говорил: совсем на голову плохая стала. Никого не хочет видеть. А в гробу она лежала наряженная, что там разглядишь?
Гуманный суд
Из-за отсутствия доказательств злого умысла Чудинова приговорили всего к двум годам лишения свободы по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Подобная мягкость приговора, учитывая глумление над трупом, похищение человека и попытку скрыть следы преступления, возмутила пермяков.
Комментарий специалиста
Виктор КЕТОВ, оперуполномоченный группы розыска Кировского РОВД, занимавшийся делом Чудинова: - Конечно, мы ожидали более сурового приговора. Минимум лет восемь. Но на решение суда повлияло то, что главную улику - голову матери, по которой можно было судить о характере нанесенной травмы и подлинной причине смерти, так и не нашли.
Фото автора, пресс-службы УВД г. Перми, из архива семьи Ципенниковых.