Сегодня в регионах РФ уже нет поводов для срыва сроков ввода жилья и строительства из некачественных материалов, считает член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Светлана Калинина
В Послании Владимира Путина Федеральному собранию речь шла об улучшении условий жизни россиян, снижении процентной ставки по ипотеке, увеличении объемов строительства нового жилья расселении из ветхого и аварийного. Сегодня это одна из наиважнейших задач, стоящих перед регионами – решение проблемы нехватки доступного жилья.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства сообщает, что для завершения программы расселения аварийного жилья в 2018 году предстоит обеспечить жильем 5,6 тыс. человек.
Сейчас программа реализуется на федеральные и региональные средства. Вместе с тем, сами жители регионов действие программы расценивают не всегда положительно. Как правило, в аварийных домах живут в основном лица, которые по тем или иным причинам не могут позаботиться об улучшении качества своего жилья. Как правило, это либо люди пожилого возраста, что вполне объяснимо, либо граждане не желающие приложить достаточные усилия для собственного благополучия. Достаточно часто к этой второй категории относятся люмпенизированные слои населения, ведущие асоциальный образ жизни.
Именно эта категория жителей получает новое жилье не прилагая к этому никаких усилий, что вызывает объяснимое недоумение других граждан. Между тем, регионы пока не спешат искать новые пути снятия проблемы расселения ветхого жилья, такими как, например, льготное кредитование потенциальных переселенцев. Это позволило бы снизить нагрузку на бюджеты всех уровней и ускорить решение проблемы. Пока работа в рамках федеральной программы устраивает аппарат чиновников в регионах, но сильно тормозит реализацию программы в стране в целом.
Лидеры и аутсайдеры
По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, на 1 января 2018 года программа расселения из аварийного и ветхого жилья осталась незавершенной в восьми регионах РФ: Иркутской, Ивановской, Костромской, Тверской областях, Пермском и Забайкальском краях, а также в республиках Тыва и Карелия. «Чемпионом» по аварийному и ветхому жилью на сегодняшний день в стране является Республика Саха-Якутия, где его доля составляет 16,5%. Для полного расселения жителей их жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года, необходимо более 80 млрд рублей.
Федеральные программы не везде покрывали все потребности, и регионам подчас приходилось принимать меры самим. Как отметила в эксклюзивном комментарии NationNews Светлана Калинина, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, занимавшегося мониторингом ветхого и аварийного жилья в регионах РФ, в «пятерку» лидеров в ЦФО входят Белгород, Липецк, Воронеж, Тула и Брянск.
«В Белгороде в каждом муниципальном образовании есть своя программа переселения на пятилетку. Такая же ситуация в Липецкой области. В ЦФО я бы отметила в числе лидеров также Брянскую область. Там хоть и небольшими объемами, но программа продолжает действовать. Тульская область всегда вела свою программу переселения. Муниципальные комиссии там работают очень хорошо. Воронежская область имеет свою программу, они пока отстают от Липецка, но движение есть. А вот Орловская и Смоленская области в явных аутсайдерах, там дела с расселением из аварийного и ветхого жилья идут хуже всех в ЦФО», – отметила Светлана Калинина.
В Белгородской области за пять лет действия программы расселения аварийного жилья, завершившейся в сентябре прошлого года, расселено почти 6,9 тыс. человек из 336 домов площадью 112 тыс. кв. м. По официальным данным, в регионе признаны аварийными 22 многоквартирных дома (8 тыс. кв. м. жилья), еще 90 домов (61 тыс. кв. м) находятся в «предаварийном состоянии».
Руководство области утвердило программу переселения людей из аварийного жилищного фонда на 2018 год: будут расселены десять ветхих домов, в которых сейчас проживает 191 человек. На эти цели в бюджете текущего года заложено 123,4 млн руб., из них 102 млн рублей выделит областной бюджет, а 21,5 млн – муниципальные.
В 2018 году на Брянщине в рамках программы переселения их ветхого и аварийного жилья планируется снести 32 многоквартирных дома. Такая информация опубликована на сайте городской администрации. В бюджете областного центра на эти цели предусмотрены средства в размере 11,5 млн. рублей. Также отмечается, что в Брянске есть еще 80 многоквартирных домов, для жильцов которых уже приобретены новые квартиры по программе переселения из аварийного и ветхого жилья. 32 из этих домов подлежат сносу уже в этом году.
Хорошие результаты показала и Тульская область. Еще пять лет назад, по данным Росстата, доля аварийного и ветхого жилья в регионе достигала 5,2%, и это был наихудший показатель в ЦФО и восьмой в рейтинге российских аутсайдеров. Но благодаря тому, что проблема стояла и стоит на особом контроле у губернатора Алексея Дюмина, область достигла значительных успехов. По итогам 2017 года доля ветхого и аварийного жилья в регионе сократилась до 4,4%. И теперь Тульская область по этому показателю вторая в ЦФО после Твери и пятнадцатая в России. Она обошла такие регионы, как Тверь, Архангельск, Коми, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Сахалин, Курган и Пермь.
Сегодня в Тульской области на душу населения приходится 27,7 кв. метров жилья, когда в целом по стране этот показатель равняется 24,6 кв. м. До американских и европейских стандартов, конечно, еще далеко. В США на душу населения приходятся 142 «квадрата», а в ЕС — 56. Но в Центральном федеральном округе туляки уже много кого обогнали. По обеспеченности жильем Тульская область вышла на 11 место среди 18 регионов ЦФО. И в Москве этот показатель гораздо ниже.
В прошлом году в Тульской области сдали в эксплуатацию 699,5 тыс. кв. метров нового жилья, и она заняла девятое место в рейтинге регионов ЦФО. На данный момент на долю новостроек в регионе приходится 1,68% от всего объема жилья. По этому показателю туляки на 13 месте в рейтинге регионов ЦФО – область обогнала не только Тверь, Орел, Иваново и Владимир, но и саму Москву.
Программу расселения пересмотрят
По результатам мониторинга экспертами ОНФ, от 15 до 30% домов, которые находятся в программе капремонта, по факту являются ветхими и непригодными для проживания.
«Поэтому мы вышли к Президенту с предложением пересмотреть программу переселения. Мы убеждены, что нет смысла ремонтировать ветхие и аварийные дома, вкладывать в них большие деньги, в противном случае фонды капремонта будут финансово неустойчивыми. Жильцы двухэтажного или трехэтажного дома на 10-12 квартир соберут за 30 лет не более 300 тыс. рублей на капремонт, а чтобы привести дом в порядок, уже сегодня в него нужно вложить более 10 млн рублей. Проанализировав ситуацию, ОНФ совместно с прокуратурой, региональными административными структурами, муниципалитетами, которые формировали программы капремонта, вышли с предложением к руководству страны о пересмотре программы капремонта. Сейчас ее проект опубликован Минстроем и ждет утверждения», – отметила Светлана Калинина.
Также необходимо учитывать особенности реализации программ в регионах РФ, особенно в дальних. Существует проблема определения оптимальной стоимости жилья в регионах. В Северные районы очень дорого доставлять стройматериалы, а власти, в соответствии с законом, так удешевили стоимость жилья, что строители в дальних регионах отказываются его строить. Почему-то Минстрой для каждого субъекта назначил свою государственную цену строительства жилья в рамках программ переселения. Унификация документации на строительство не приводит к положительным результатам – страна большая, климатические условия и удаленность субъектов разные. Программа оказывается не продуманной и, соответственно, нереализуемой.
«Только в прошлом году в РФ переселили 2,5 млн семей. Это значит, у нас есть возможности роста. И если будет государственная поддержка, то все проблемы в регионах разрешатся. Сегодня уже нет препон, по которым можно срывать сроки ввода жилья и строить его из некачественных материалов. Я полагаю, что объемы ввода жилья будут расти. Предпосылки все для этого все есть», – заключила Светлана Калинина.
Однозначно, что только методами и средствами федерального центра региональным властям при решении проблемы расселения ветхого и аварийного жилья ограничиваться нельзя. Регионам необходимо искать собственные финансовые и технологические механизмы способов удешевления жилья, льготного кредитования потенциальных переселенцев. Это позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней и ускорить решение проблемы.