Путь к успеху на колесах: как Илья Бедерханов трансформировал рынок импорта автомобилей в России

Путь к успеху на колесах: как Илья Бедерханов трансформировал рынок импорта автомобилей в России
Илья Бедерханов
Российский автомобильный рынок за последние три года совершил беспрецедентный разворот в сторону азиатского направления.

По данным Reuters, продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 69% в 2023 году и достигли 1,6 миллиона машин. Значительную долю этого объема занимают азиатские производители, что создало растущую потребность в профессионалах – специалистах по импорту, способных обеспечить безопасность и прозрачность сделок. В этом контексте особенно показателен опыт заметной фигуры на российском автомобильном рынке Ильи Бедерханова, соучредителя компании LikeAvto, чья команда ежемесячно доставляет около 300 автомобилей клиентам по всей стране. Сочетание нестандартного технологичного подхода к организации бизнес-процессов с полным отказом от традиционной платной рекламы в пользу экспертного контента позволило за 4 года построить масштабный федеральный проект без опоры на традиционную дилерскую сеть.

От автозапчастей к международной логистике

«Ещё в 2014 году я чувствовал, что меня тянет к собственному делу», – рассказывает Илья.

Страсть к автомобилям определила его путь, который начался с открытия магазина автозапчастей в 2016 году. Тогда же Бедерханов привлек китайских партнеров, что дало новые контакты и идеи для будущего развития.

В 2017 году он открыл направление автоподбора – нишу, которая на тот момент была практически не представлена на российском рынке. Ключевым фактором успеха стало внедрение услуги выездной диагностики автомобиля перед покупкой, включающей осмотр и проверку на ДТП.

«Через небольшой промежуток времени я запустил направление привоза автомобилей с аукционов Японии под заказ», – продолжает Илья. Именно этот шаг положил начало его развитию в сфере импорта автомобилей из стран Азии.

Позднее, в 2021 году он запустил два потока обучающего курса по привозу автомобилей из Японии.

«Мы обучили порядка 50 человек. Многие из них стали нашими сотрудниками, многие открыли собственные компании», – отмечает Бедерханов.

В 2018 году Бедерханов объединил силы с Никитой Шелеховым, и вместе они основали компанию LikeAvto. Изначально компания занималась подбором автомобилей в РФ, Илья отвечал за маркетинг и продукт, а Никита – за организацию бизнеса и финансы.

Параллельно с развитием основного бизнеса, в 2020 году Илья вступил в Объединенный Союз Автоэкспертов (ОСА) – некоммерческую организацию, объединяющую профессионалов в области подбора автомобилей и технической экспертизы.

Критический вклад в развитие отрасли

Осознавая ограниченность российского рынка б/у автомобилей, вызванную дефицитом новых машин, Илья принял стратегическое решение о развитии направления импорта автомобилей из Японии. "Через небольшой промежуток времени я запустил направление привоза автомобилей с аукционов Японии под заказ – именно с этого времени началось мое развитие в импорте автомобилей из стран Азии", – вспоминает Бедерханов.

Однако вскоре стало очевидно, что праворульные автомобили пользуются спросом преимущественно на Дальнем Востоке, в то время как в Сибири и западной части России такая потребительская привычка не сформирована. Нужно было расширять географию импорта.

"В 2022 году мы с партнерами отправились в Южную Корею и открыли там экспортную фирму. Я лично выстроил систему управления: нанял и обучил сотрудников, внедрил регламенты осмотра автомобилей, наладил сотрудничество с логистами", – делится предприниматель.

Настоящим прорывом стало решение о дальнейшем расширении географии импорта и выходе на китайский рынок.

"В 2023 году я аналогично запустил бизнес в Китае: сформировал команду, внедрил процессы, адаптировал всё под местный менталитет и выстроил удобную систему для LikeAvto", – рассказывает Илья.

Бедерханов лично разработал и внедрил все необходимые процедуры: летал в командировки, выстраивал систему осмотров, логистику, вел переговоры. В 2023 году компания запустила направление по привозу новых автомобилей из Китая, а в 2024 году – полноценное направление по привозу подержанных автомобилей из этой страны.

"Китайский рынок требует совсем иной стилистики подбора и анализа – особых подходов к проверке истории автомобилей, адаптации к местным техническим стандартам и тщательной работы с документацией на китайском языке. Мы системно подготовились к этим вызовам", – подчеркивает Илья.

Революция в маркетинге автоимпорта

Особое внимание Бедерханов уделяет PR-стратегии, которую он лично выстроил как директор по маркетингу и PR-кампании LikeAvto. Именно эта стратегия позволила компании занять лидирующие позиции на рынке автомобильного импорта в России.

«Мы полностью отказались от платного маркетинга и перешли в органику. Сегодня компания получает ежедневно большое количество заявок без вложений в рекламу», – отмечает Илья.

По словам Бедерханова, сила стратегии в том, что контент строится не на призыве «купить», а на передаче пользы и экспертности. В коротких роликах раскрываются проблемы клиентов, подводные камни импорта, делаются обзоры автомобилей, объясняется процесс привоза.

"Основная цель – чтобы человек, посмотрев несколько видео, мог легко объяснить друзьям, как устроен импорт авто, и выглядел экспертом. Это вызывает доверие и стимулирует спрос", – поясняет Илья.

Признание в профессиональном сообществе

Особую ценность для профессионального сообщества представляет разработанная Бедерхановым методология развития автоимпорта в кризисные времена. Эта система строится на принципах антикризисной адаптации и гибкого управления в условиях нестабильности рынка. В основе методологии – алгоритмы диверсификации поставок, развития альтернативных логистических маршрутов и цифровизации всех процессов.

«Мы регулярно делимся своей экспертизой с участниками рынка. Многие наши наработки по организации прямых поставок из Азии и системе контроля качества уже внедрены другими компаниями», – рассказывает Илья. По его словам, методология помогает трансформировать традиционные подходы к импорту и создавать устойчивые бизнес-модели даже в условиях высокой неопределенности.

Бедерханова регулярно приглашают выступать с докладами на отраслевых мероприятиях. Он был ведущим спикером на вебинаре Академии Auto.ru и CM.Expert по теме импорта из стран Азии, выступал на семинаре Академии Auto.ru Бизнес для профессиональных продавцов и на ежегодных отраслевых конгрессах Объединенного союза автоэкспертов.

Кроме того, Илья является автором научных публикаций в рецензируемых журналах: «Стратегия развития логистической деятельности по экспорту иностранных автомобилей в Россию путем размещения публикаций в социальных сетях» в журнале «Экономика и предпринимательство» и «Методы организации рекламной кампании путем публикации коротких роликов с целью повышения эффективности деятельности по экспорту автомобилей в Россию» в журнале «Инновации и инвестиции».

Результаты и перспективы

За все время LikeAvto привезла более 7000 автомобилей для своих клиентов, причем 85-90% из них – частные клиенты, а не оптовые заказчики. В отличие от большинства конкурентов, делающих ставку на массовые поставки, LikeAvto фокусируется на индивидуальном подходе к каждой сделке, обеспечивая полный цикл сопровождения: от подбора и диагностики до логистики и оформления.

«Каждый год мы удваиваем объемы, а за последний год сделали трехкратный рост по количеству привозов», – отмечает Илья. Такая динамика на фоне общего замедления рынка выделяет компанию среди других игроков сектора.

Что отличает LikeAvto от конкурентов – это прозрачная цифровая экосистема, позволяющая клиенту отслеживать весь процесс импорта в реальном времени. Компания одной из первых внедрила полностью цифровой документооборот и интегрированную систему логистического мониторинга, которая сократила сроки поставок на 20% по сравнению со среднерыночными показателями.

«Каждый год мы удваиваем объемы, а за последний год сделали трехкратный рост по количеству привозов», – отмечает Илья.

Среди клиентов компании – не только обычные потребители, но и знаменитости, такие как певец Анатолий Цой и олимпийская чемпионка по гандболу в составе сборной России на Олимпиаде в Рио в 2016 году.

Что касается планов на будущее, то Илья Бедерханов видит дальнейшее масштабирование компании LikeAvto и вывод ее на новый уровень присутствия по всей стране.

Василий Черный