Путь к успеху на колесах: как Илья Бедерханов трансформировал рынок импорта автомобилей в России

По данным
От автозапчастей к международной логистике
«Ещё в 2014 году я чувствовал, что меня тянет к собственному делу», – рассказывает Илья.
Страсть к автомобилям определила его путь, который начался с открытия магазина автозапчастей в 2016 году. Тогда же Бедерханов привлек китайских партнеров, что дало новые контакты и идеи для будущего развития.
В 2017 году он открыл направление автоподбора – нишу, которая на тот момент была практически не представлена на российском рынке. Ключевым фактором успеха стало внедрение услуги выездной диагностики автомобиля перед покупкой, включающей осмотр и проверку на ДТП.
«Через небольшой промежуток времени я запустил направление привоза автомобилей с аукционов Японии под заказ», – продолжает Илья. Именно этот шаг положил начало его развитию в сфере импорта автомобилей из стран Азии.
Позднее, в 2021 году он запустил два потока обучающего курса по привозу автомобилей из Японии.
«Мы обучили порядка 50 человек. Многие из них стали нашими сотрудниками, многие открыли собственные компании», – отмечает Бедерханов.
В 2018 году Бедерханов объединил силы с Никитой Шелеховым, и вместе они основали компанию LikeAvto. Изначально компания занималась подбором автомобилей в РФ, Илья отвечал за маркетинг и продукт, а Никита – за организацию бизнеса и финансы.
Параллельно с развитием основного бизнеса, в 2020 году Илья вступил в Объединенный Союз Автоэкспертов (ОСА) – некоммерческую организацию, объединяющую профессионалов в области подбора автомобилей и технической экспертизы.
Критический вклад в развитие отрасли
Осознавая ограниченность российского рынка б/у автомобилей, вызванную дефицитом новых машин, Илья принял стратегическое решение о развитии направления импорта автомобилей из Японии. "Через небольшой промежуток времени я запустил направление привоза автомобилей с аукционов Японии под заказ – именно с этого времени началось мое развитие в импорте автомобилей из стран Азии", – вспоминает Бедерханов.
Однако вскоре стало очевидно, что праворульные автомобили пользуются спросом преимущественно на Дальнем Востоке, в то время как в Сибири и западной части России такая потребительская привычка не сформирована. Нужно было расширять географию импорта.
"В 2022 году мы с партнерами отправились в Южную Корею и открыли там экспортную фирму. Я лично выстроил систему управления: нанял и обучил сотрудников, внедрил регламенты осмотра автомобилей, наладил сотрудничество с логистами", – делится предприниматель.
Настоящим прорывом стало решение о дальнейшем расширении географии импорта и выходе на китайский рынок.
"В 2023 году я аналогично запустил бизнес в Китае: сформировал команду, внедрил процессы, адаптировал всё под местный менталитет и выстроил удобную систему для LikeAvto", – рассказывает Илья.
Бедерханов лично разработал и внедрил все необходимые процедуры: летал в командировки, выстраивал систему осмотров, логистику, вел переговоры. В 2023 году компания запустила направление по привозу новых автомобилей из Китая, а в 2024 году – полноценное направление по привозу подержанных автомобилей из этой страны.
"Китайский рынок требует совсем иной стилистики подбора и анализа – особых подходов к проверке истории автомобилей, адаптации к местным техническим стандартам и тщательной работы с документацией на китайском языке. Мы системно подготовились к этим вызовам", – подчеркивает Илья.
Революция в маркетинге автоимпорта
Особое внимание Бедерханов уделяет PR-стратегии, которую он лично выстроил как директор по маркетингу и PR-кампании LikeAvto. Именно эта стратегия позволила компании занять лидирующие позиции на рынке автомобильного импорта в России.
«Мы полностью отказались от платного маркетинга и перешли в органику. Сегодня компания получает ежедневно большое количество заявок без вложений в рекламу», – отмечает Илья.
По словам Бедерханова, сила стратегии в том, что контент строится не на призыве «купить», а на передаче пользы и экспертности. В коротких роликах раскрываются проблемы клиентов, подводные камни импорта, делаются обзоры автомобилей, объясняется процесс привоза.
"Основная цель – чтобы человек, посмотрев несколько видео, мог легко объяснить друзьям, как устроен импорт авто, и выглядел экспертом. Это вызывает доверие и стимулирует спрос", – поясняет Илья.
Признание в профессиональном сообществе
Особую ценность для профессионального сообщества представляет разработанная Бедерхановым методология развития автоимпорта в кризисные времена. Эта система строится на принципах антикризисной адаптации и гибкого управления в условиях нестабильности рынка. В основе методологии – алгоритмы диверсификации поставок, развития альтернативных логистических маршрутов и цифровизации всех процессов.
«Мы регулярно делимся своей экспертизой с участниками рынка. Многие наши наработки по организации прямых поставок из Азии и системе контроля качества уже внедрены другими компаниями», – рассказывает Илья. По его словам, методология помогает трансформировать традиционные подходы к импорту и создавать устойчивые бизнес-модели даже в условиях высокой неопределенности.
Бедерханова регулярно приглашают выступать с докладами на отраслевых мероприятиях. Он был ведущим спикером на вебинаре Академии Auto.ru и CM.Expert по теме импорта из стран Азии, выступал на семинаре Академии Auto.ru Бизнес для профессиональных продавцов и на ежегодных отраслевых конгрессах Объединенного союза автоэкспертов.
Кроме того, Илья является автором научных публикаций в рецензируемых журналах: «Стратегия развития логистической деятельности по экспорту иностранных автомобилей в Россию путем размещения публикаций в социальных сетях» в журнале «Экономика и предпринимательство» и «Методы организации рекламной кампании путем публикации коротких роликов с целью повышения эффективности деятельности по экспорту автомобилей в Россию» в журнале «Инновации и инвестиции».
Результаты и перспективы
За все время LikeAvto привезла более 7000 автомобилей для своих клиентов, причем 85-90% из них – частные клиенты, а не оптовые заказчики. В отличие от большинства конкурентов, делающих ставку на массовые поставки, LikeAvto фокусируется на индивидуальном подходе к каждой сделке, обеспечивая полный цикл сопровождения: от подбора и диагностики до логистики и оформления.
«Каждый год мы удваиваем объемы, а за последний год сделали трехкратный рост по количеству привозов», – отмечает Илья. Такая динамика на фоне общего замедления рынка выделяет компанию среди других игроков сектора.
Что отличает LikeAvto от конкурентов – это прозрачная цифровая экосистема, позволяющая клиенту отслеживать весь процесс импорта в реальном времени. Компания одной из первых внедрила полностью цифровой документооборот и интегрированную систему логистического мониторинга, которая сократила сроки поставок на 20% по сравнению со среднерыночными показателями.
«Каждый год мы удваиваем объемы, а за последний год сделали трехкратный рост по количеству привозов», – отмечает Илья.
Среди клиентов компании – не только обычные потребители, но и знаменитости, такие как певец Анатолий Цой и олимпийская чемпионка по гандболу в составе сборной России на Олимпиаде в Рио в 2016 году.
Что касается планов на будущее, то Илья Бедерханов видит дальнейшее масштабирование компании LikeAvto и вывод ее на новый уровень присутствия по всей стране.
Василий Черный