Опасно ли жить рядом с асфальтовым заводом
Проблемы экологии сейчас поднимаются на самом высшем уровне. Недавно Владимир ПУТИН, посетив Красноярск, разнес чиновников за состояние местных предприятий, отравляющих окружающую среду. Не меньше обеспокоены угрозой своему здоровью и жители столицы. Наше внимание привлекла кампания против организации «Русасфальт», построившей в Новой Москве недалеко от Троицка свой завод. На этом примере мы решили разобраться – возможно ли в принципе безопасное сосуществование жилых кварталов и промышленных предприятий?
Обвинения против «Русасфальта» выдвигаются серьезные. Главная претензия – что предприятие возведено на землях сельхозназначения. И у его владельцев нет «разрешительной документации на выброс вредных веществ».
Есть ли дым
По пути, уже свернув к промзоне с Калужского шоссе, проезжаем элитный поселок, за высоким забором виднеются терема с башенками и черепичными крышами. Сразу видно, что живут здесь люди непростые, со связями, которые могут устроить неприятности кому угодно.
Вот мы и на месте. При слове «завод» воображение рисует громадное здание бурого кирпича с огромным количеством грохочущих цехов внутри, где снуют сотни людей. В данном случае ничего похожего нет. Серая металлическая конструкция на огороженной территории по размерам меньше иных домиков, которые мы только что проезжали. Впрочем, размер предприятия с точки зрения экологии - не самый важный критерий.
- Это неправда, что мы построились на землях сельхозназначения, промзона здесь давно и все подтверждено официально, - заверила меня зам. генерального директора Вероника Амелина. – Зарегистрированы мы в 2015 году, но завод по техническим причинам стал функционировать не сразу. Поэтому запрос на экологическую документацию подан по весне прошлого года. В наш адрес были сделаны замечания по поводу оформления, мы их учли и послали документы вторично. Часть бумаг уже получили, часть на подходе. Волокита, увы, не по нашей вине. Однако, замеры по чистоте воздуха делаются ежеквартально. Вот, пожалуйста – протоколы на каждый вид отходов, их больше восьми. Утвержден лимит образования этих отходов в Роспотребнадзоре. Так же получено свидетельство постановки на учет. Территория содержится в порядке. И, само собой, еженедельно с территории вывозится мусор специализированной организацией.
- Есть жалобы по поводу того, что круглый год жители окрестных домов мучаются от запаха, «задыхаются», как написали в одной из статей.
- Но мы-то как раз круглый год не работаем, - поясняет заместитель директора. – Обратите внимание, сейчас завод не функционирует. Кто же кладет асфальт зимой? Впрок нашу продукцию не выпускают, ее надо использовать по назначению в течение нескольких часов. И дыма никакого предприятие не дает. Осенью или по весне из-за разницы в температуре возникает лишь пар, а летом вы и его не увидите. Так что источник запаха, возможно, стоит поискать в другом месте.
- Вероника, но вы же должны понимать, что производство асфальта просто не может быть безвредным?
- Послушайте, мы похожи на самоубийц? – отвечает вопросом на вопрос Вероника. – Вот, познакомьтесь. Это наш бухгалтер Юля, у нее астма. Думаете, она пошла бы работать на вредное для астматика производство? Мне самой 35 лет, я сижу в вагончике в ста метрах от производственной установки. Более того, у меня двое детей – сын с дочерью восьми и девяти лет. На каникулы их частенько негде оставить, так они проводят время здесь, бегают по территории, играют с нашей собакой Джеськой. На весенние каникулы опять дочку привезу. Неужели вы думаете, что я враг собственным детям? Просто я точно знаю всю технологию. Здесь, на территории, воздух гораздо чище, чем на каком-нибудь Калининском проспекте в центре Москвы. Мы даже песок для производства покупаем особо чистый - мытый. Сам же завод приобретен в Германии. Любой эксперт вам скажет, что это значит.
Немецкое, значит безопасное
Мало кто знает, что экологическая обстановка в Германии в 60-70 годах была одна из худших в мире. После поражения в войне и тотальной разрухи немцы с характерным для них упорством устремились к возврату своего экономического могущества. Но из-за расцвета тяжелой индустрии страну стали заливать кислотные дожди, которые погубили 40 процентов лесных насаждений. Росли показания легочных, сердечно-сосудистых, раковых заболеваний.
Перелом наступил в 90-е годы, когда под давлением общественности правительство начало заниматься окружающей средой. На сегодня инженер-эколог у немцев очень востребованная специальность. А такие промышленные гиганты, как «Bayer», занялись производством очистного оборудования. Сейчас это одна из самых прибыльных отраслей Германии.
Еще в 70-80-е годы живописный городок Беккум в земле Северный Рейн – Вестфалия страдал от цементно-асфальтового «снега», который забивал легкие добропорядочным бюргерам. Завод функционирует и сейчас, однако теперь почти 37 тысяч его жителей вздохнули полной грудью. В Германии стандарты качества промышленных установок в наше время неотделимы от их экологической безопасности.
Погрузившись в тему, я нашел в Сети интервью вице-президента всероссийского фонда «Инновации в дорожной инфраструктуре» Путятова Алексея Михайловича, который давал комплексную экспертную оценку асфальтовым заводам, производимых в разных странах.
Ожидаемо критиковал китайские заводы, хотя и отмечал, что многое зависит от производителя, хвалил комплектующие, сделанные в Италии и США, высокую оценку дал продукции Южной Корее. Но короче всего высказался про специалистов из Германии. «Немецкий асфальтовый завод — это зарекомендовавшее себя качество, но и соответствующая этому качеству высокая цена». И больше ни слова! А чего тут добавишь?
Компания «Русасфальт» поставила в Новой Москве завод производства немецкого концерна «АMMANN», который в своей области примерно как «BMW» в автомобилестроении. Категория асфальто-бетонной установки «AMMANN SPEEDYBATCH 280» предполагает наличие аж 620 дорогих фильтров, которые меняются каждый год.
Скрывать нечего
Немцы со своей самой развитой экономикой в Европе и, в частности, химической промышленностью, а так же великолепными дорогами из первоклассного асфальта предпочитают жить долго и хорошо при этом себя чувствовать. У них, надо сказать, это получается. За десять последних лет продолжительность жизни в ФРГ увеличилась на десять лет, и среднестатистический житель ФРГ встречает свой 80-летний юбилей в добром здравии.
Я прекрасно понимаю, что вряд ли кто-то мечтает жить рядом с асфальтовым заводом, пусть даже самым безопасным. Однако, жители близлежащего к предприятию «Русасфальта» элитного поселка приобретали здесь землю, прекрасно зная, что в пятистах метрах от нее находится промзона. (По закону, впрочем, именно такое расстояние допускается между промышленными постройками и жилыми кварталами). Именно благодаря этому обстоятельству цены здесь были ниже, чем в других местах. Видимо, полагали, что промышленный кризис, поразивший страну в 90-е, будет продолжаться еще долгие десятилетия, и поле, изначально предназначенное для промышленных сооружений, так и останется незастроенным. Что ж, здесь они, увы, ошиблись.
Однако, это обстоятельство ничуть не должно ущемлять право жителей района требовать, чтобы любое производство осуществлялось по самым высоким экологическим стандартам и в соответствии с требованиями закона.
- Мы абсолютно открыты для общественности, - заверят Вероника Амелина. – Готовы пустить представителей к нам, с радостью все разъясним и покажем. Потому что закон мы не нарушаем, воздух не отравляем и скрывать нам совершенно нечего.