Де Сада растлили розгами, а Казанова четыре раза лечился от гонореи

Они немного разминулись во времени - Казанова на 15 лет старше маркиза де Сада. Но оба в этом году юбиляры. 2 апреля исполнилось 300 лет со дня рождения хитроумного итальянца. А 2 июня 285 лет назад появился на свет неистовый француз. Оба персонажа - воплощение авантюризма и запретной страсти. «Гений одной ночи» - называли современники Казанову. «Мыслитель нижних конечностей» - окрестили де Сада. Сравнивая биографии героев-любовников, обозначим их для краткости: К - Джакомо Казанова, С - Донасьен де Сад.

Происхождение: сын коменданта и богатый наследник
К. Родился в Венеции, старший из пяти детей актрисы Дзанетты Фарусси и актера и танцовщика Гаэтано Джузеппе Казановы. Дед Джакомо работал сапожником. Отец умер, когда Джакомо было всего восемь, а мать постоянно пропадала на гастролях. Присматривала за детьми бабушка, Марция Балдиссери.
С. Появился на свет в Париже. Отец Жан-Батист Жозеф Франсуа граф де Сад был дипломатом, после служил потомственным наместником во французских провинциях. Мать Мари-Элеонор де Майе-Брезе де Карман - фрейлина принцессы де Конде из дома Бурбонов. По линии отца состоял в далеком родстве с Лаурой де Нове - возлюбленной поэта Петрарки.

Детство: изгнание и драка с принцем
К. В девять лет Джакомо отправили в пансион в Падуе. Мальчика убеждали, что более сухой климат полезен для его здоровья. Но он считал, что от него просто избавились.
С. Рос рядом с особами королевской крови. Матушка надеялась - он завяжет полезные связи. Добилась даже, чтобы сыну разрешили играть с принцем. Но Донасьен сдуру поколотил юного наследника, после чего со двора его выставили. Родичи отправили забияку к дядюшке-аббату в Прованс.
Образование: юрист и кавалерист
К. Условия в пансионе были так себе, и мальчик уломал бабулю отдать его на попечение одного из священников - аббата Гоцци. Тот обучал Джакомо наукам и игре на скрипке. Уже в 12 лет Казанова поступил в университет. Через пять лет получил диплом юриста и… лютое отвращение к будущей службе. Помимо права, изучал химию, математику. Интересовался медициной, полагая, что в этом деле «профессиональное шарлатанство более пригодно, чем в юридической практике».
С. В 10 лет Донасьен вместе с дядей вернулся в Париж, где его оформили в Иезуитский корпус. Через четыре года поступил в кавалерийское училище, отличился в Семилетней войне. Про него говорили: «сдвинутый, но храбрый». В 23 года ушел в отставку.
Первый чувственный опыт: девочки и порка
К. В доме Гоцци проявил недетский интерес к его 13-летней сестре Беттине. До интимностей вроде не дошло, но уверял, что девочка разожгла в нем, 11-летнем, «искры страсти». Вскоре потерял невинность с девушками 14 и 16 лет - они были сестрами.
С. В колледже за любую провинность получал порцию розог. И неожиданно открыл, что во время экзекуции испытывает оргазм. Позже наибольшее удовлетворение ему доставляли анальные сношения.

Тюремное заключение: побег и смертная казнь
К. Первый раз попал за решетку за долги. Впоследствии решил вопрос с деньгами, добиваясь покровительства высокопоставленных вельмож, с которыми имел и близкие отношения. Следующее заточение - по обвинению в чтении книг о магии. Камера находилась под стальной крышей прямо во Дворце дожей, но Казанова умудрился проковырять в ней дырку и сбежать.
С. В Париже полиция запретила владельцам домов терпимости пускать де Сада на порог. Тот склонял девушек к анальному сексу, хотя за такие утехи сжигали на костре - и мужчину, и женщину. Донасьен щедро платил, чтобы его наложницы держали язык за зубами. Но молчали не все. Одна из служанок наябедничала в полицию: маркиз выпорол ее кнутом с железным наконечником и исцарапал ножом. А на раны вылил расплавленный воск. Полуголая девушка убежала от него в окно. Де Сада упекли в тюрьму. Но он откупился и был отправлен под домашний арест. Однако после очередной оргии с поркой его приговорили к смертной казни. Маркиз скрывался в Италии. Вернулся через пять лет, но опять был схвачен.
Брачные узы: адюльтер и настоящая дура
К. Женат не был, но особое место в душе занимала некая француженка. О ней Казанова отзывался так: «Те, кто верит, что женщина не может сделать мужчину счастливым все 24 часа в сутки, никогда не знали Генриетту». В Италии дама скрывалась от ненавистного супруга, но ее выследили. Расставаясь с Джакомо, она вернула ему все его деньги. А на оконном стекле вывела: «Ты позабудешь и Генриетту!»
С. Женился по расчету. У него было старинное дворянское имя, у Рене-Пелажи Кордье де Монтрей - деньги. На собственное бракосочетание и представление при дворе не явился - супругов обручили заочно. Но Рене-Пелажи оставалась верна мужу, несмотря на его похождения. Носила в тюрьму деликатесы и вино. Донасьен же умудрился соблазнить ее младшую сестру. А жене писал пакостное: «Вы настоящая дура. Если бы только можно было и вас, и вашу омерзительную семейку запихнуть в один мешок и бросить в воду, то миг, когда бы я узнал об этом, стал бы самым счастливым». Получая длинные письма от супруги, упрекал ее в «чудовищном количестве свободного времени».

Здоровье: гонорея и сифилис
К. С детства страдал носовыми кровотечениями, что указывало на склонность к гипертонии и впоследствии стало причиной осечек во время секса. Внедрял использование «предохранительных колпачков» из бычьего мочевого пузыря, но все равно четыре раза лечился от гонореи.
С. Еще до женитьбы переболел вензаболеваниями, что не лучшим образом сказалось на состоянии его полового аппарата. К 35 годам страдал эректильной дисфункцией. Нередко раззадоривал сам себя подручными средствами.
Закат карьеры: фокстерьеры и желуди
К. В последние годы служил смотрителем библиотеки в замке Дукс в чешской Богемии, владелец которого - франкмасон и каббалист - увидел в Джакомо родственную душу. С другими обитателями замка маркиз не ладил, предпочитая общество любимых фокстерьеров. Хотел покончить с собой, но вместо этого написал «Историю моей жизни». Прожил 73 года. Умер в 1798-м, 4 июня. Упокоился в церкви св. Варвары на территории замка.
С. Когда к власти пришел Наполеон, маркизу хватило ума презентовать ему свои фривольные опусы. За что снова оказался в тюрьме, а потом был заключен в психушку под Парижем. Силами душевнобольных ставил спектакли, играл в них сам. Представления неожиданно вошли в моду - на них ломилась вся французская знать. Донасьен уверял: в клинике нашел самых порядочных и здравомыслящих людей. С плотскими развлечениями 74-летний де Сад завязал, но на прогулке чертил на песке непристойные фигуры…
2 декабря 1814-го маркиз скончался. Завещал набросать на свою могилу желудей, чтобы деревья ее скрыли, и о нем все забыли. Но его погребли на парижском кладбище Сен-Морис. Через несколько лет тело перезахоронили, а на голове пытались отыскать приметы, свидетельствующие о склонности к разврату. Гипсовый слепок черепа находится в парижском Музее человека. Оригинал пропал.

Потомки: инцест и чердак с архивом
К. Официально детей не зарегистрировано, но поговаривали, что у Джакомо была дочь, и он даже «помог» ей забеременеть, когда у той не получалось сделать это с законным супругом. Что стало с ребенком, неизвестно.
С. В браке с Рене-Пелажи родились два сына и дочь. Долгое время потомки скрывали причастность к громкой фамилии. Но в середине прошлого века на чердаке одного из замков наткнулись на архив знаменитого предка и решили реабилитировать его имя. По мнению праправнуков, маркиз не придумал ничего нового - лишь описал темные стороны человеческой души. Их хлопотами в Провансе открыт музей.
Цена соблазна: сухие цифры и буйство фантазии
К. Согласно записям, за 39 лет в постели Казановы побывали 122 женщины. По три в год - не такой уж и выдающийся результат. Наверняка есть неучтенные, но и они вряд ли сильно поменяют статистику. Так что, да, ужас. Но не ужас-ужас-ужас.
С. Число участников оргий, устраиваемых маркизом, не озвучено. Но он в общей сложности около 30 лет провел в тюрьме, так что цифра наверняка не заоблачная. Исследователи называют маркиза «бутафорским злодеем»: большинство шокирующих сцен, описанных в романах, он придумал. Остальное домыслили читатели и кинорежиссеры. И уже непонятно, кто более развратен.
Кстати
- Казанова соблазнял девушек, у которых было не все хорошо на любовном фронте - он заранее наводил справки. Утешал, развлекал, дарил незабываемые ощущения. Но дольше одного-двух дней на это не тратил. Испытанных в деле прелестниц за деньги пристраивал другим достойным кавалерам. Как правило, все оставались довольны.
- Случаи, когда альковные игры де Сада заканчивались чьей-то смертью, неизвестны. «Я развратен, но я не убийца», писал маркиз о себе. В 1793 году во время революции во Франции ему доверили решать, кого отправлять на гильотину. Он не вынес ни одного приговора.