Советуя «наблюдаться», врачи запускают рак

Новый метод лечения поможет удалить опухоли, не прибегая к операции

Доктор ПОПОВ учит здраво смотреть на проблему

Новый метод лечения поможет удалить опухоли, не прибегая к операции

Врач-онколог с 20-летним стажем работы, кандидат медицинских наук Павел ПОПОВ говорит о тяжелой болезни жестко, честно - как есть. Многое из его суждений опровергает то, что мы до сих пор слышали о злокачественных образованиях. Это здорово вправляет мозги. Потому что, не зная всей правды, часто ничего не делаем, надеясь на чудо, и теряем драгоценное время.

- Павел Борисович, можно ли победить рак? Когда это произойдет? - задаю доктору ключевой вопрос. - Это произойдет, когда люди станут обращаться за медицинской помощью не тогда, когда возникают симптомы болезни, а с целью профилактического осмотра. Но человека сложно затащить на неприятные диагностические исследования, особенно если его ничто не беспокоит. Принцип «не болит, и я не иду к врачу» - в 80 процентах населения прочно сидит, и мы тут ничего не изменим, - констатирует Павел Попов. - Врачи говорят, онкология излечима, если поймать ее в самом начале. - Есть опухоли, которые мы можем выявить достаточно рано. Это злокачественные образования кожи и слизистых оболочек, доступные для визуального осмотра. Но во многих других случаях раннее выявление невозможно. Например в молочной железе. Там реально определить очаг, когда его размеры будут сантиметр и более. И хотя это операбельная опухоль, она отправляет в кровоток миллионы опухолевых клеток, часть которых со временем разовьются в метастазы.

Меланома кожи очень агрессивна. Но она лечится, если не оставлять без внимания подозрительные родинки и пятна

Можно посмотреть пищевод и желудок через эндоскоп. Но для этого надо, чтобы человек согласился этот эндоскоп проглотить, и не тогда, когда у него уже все болит, а намного раньше. Ранняя, нулевая, стадия - это тоненькая пленка толщиной менее миллиметра. А уже на первой стадии опухоль прорастает на несколько миллиметров вглубь, и в крови появляются циркулирующие опухолевые клетки. Они настолько малы, что обнаружить их при УЗИ или компьютерной томографии нереально. Когда появляются симптомы - значит, все зашло уже далеко. - Почему пациентам об этом не рассказывают? Многих и появление симптомов не очень-то настораживает. - Некоторые мои коллеги сами не до конца понимают, насколько важно именно профилактическое выявление злокачественных новообразований. Хирурги пользуются терминологией: «операбельно-неоперабельно». Операбельных опухолей выявляется много. Но операбельный рак - еще не тот рак, который можно вылечить. Потому что умирают не от первичной опухоли, а от метастазов. Хирургическая операция от них не избавляет. - Все так плохо? - Давайте разделим проблему. Опухолей, которые можно выявить очень рано, много. Возьмем меланому кожи. Статистика по ней плохая - каждые 10 лет число заболевших удваивается. И смертность растет. Хотя решение проблемы крайне простое: ежегодный осмотр. Но, к сожалению, то, что я распознаю как предрак, дерматологи, терапевты, хирурги поликлинические зачастую ласково называют «родинкой» и, вместо того чтобы подозрительное образование удалить, дают страшный совет: «Наблюдайтесь». В моей практике были пациенты, у которых диагностировалась меланома размером с ладонь - врачи принимали ее за родимое пятно.

Раньше в семьях рождалось много детей, однако не все выживали. Зато нация в целом была крепче

У женщин на первом месте среди всех онкозаболеваний - рак молочной железы. Так вот при наличии узловых образований в ней этот участок тоже лучше убрать. Не обязательно радикально, как Анджелина Джоли (подробности). Но сделать щадящую, косметическую резекцию, я считаю, нужно. Правда, медицинский стандарт красоту не предусматривает, и пациентке придется самостоятельно искать хирурга. - Рак помолодел - как вы это объясните? - Исключены факторы естественного отбора. Когда-то основной причиной смерти были инфекции, голод и войны. В современном обществе эти факторы устранены, и все генотипы слабенькие доживают до репродуктивного возраста. Еще в начале ХХ века младенческая смертность была очень высокой. А те, кто выживал, обладали очень сильным генотипом. Их умирание наступало в более позднем возрасте. «Помолодел» рак определенных типов. Например рак шейки матки, связанный с вирусом папилломы человека. Поскольку в половую жизнь люди вступают раньше, чем 30 - 50 лет назад, и имеют много партнеров, женщина инфицируется уже в 15 - 17 лет. За десять лет вирус запускает генетический код рака. Отсюда заболеваемость раком шейки матки среди женщин моложе 30 лет. Для рака желудка, молочной железы, других видов средний возраст его проявления примерно тот же, как и 20 лет назад.

Ради предупреждения наследственной онкологии Анджелине ДЖОЛИ удалили молочные железы и яичники. Доктор считает: и правильно сделали

- Доктор, почему вообще возникают онкологические заболевания? - Я придерживаюсь мнения, что здесь срабатывает механизм самоуничтожения. Этот феномен направлен на то, чтобы исключить из популяции особи, которые вышли из репродуктивного возраста. У тех, кому больше 40, включается биологический таймер, когда начинают возникать опухолевые клетки. Рано или поздно этот механизм срабатывает у всех. И чем старше человек, тем опасность развития рака выше. - Стоит ли ждать вакцину от рака? - От вируса папилломы человека она уже есть. Понимаю, вы хотите волшебной таблеткой решить все проблемы. Но они решаются дисциплиной. Человек, находящийся в группе риска, должен регулярно обследоваться. Чтобы выявить фоновые новообразования и вовремя их удалить.

Проблема ведь в чем еще: все представляют лишь хирургическое решение. Пациенту согласиться на это сложно. За ним наблюдают, наблюдают, и в итоге он заболевает раком. Хотя существуют альтернативные виды лечения в онкологии. Например фотодинамическая терапия (ФДТ) - лазерное воздействие на очаг поражения без разрушения структуры органа. Львиную долю того, что сейчас или режут, или облучают, можно было бы лечить по-другому. Причем амбулаторно, не загружая стационары. Я лично провел более тысячи сеансов, и, скажу вам, результаты потрясающие. Приведу пример. Больная с меланомой нижней трети трахеи, от которой отказались немецкие врачи, прошла фотодинамическую терапию в России и сразу после лечения уехала домой. Проблема, тупиковая для немецких онкологов в стационаре, была решена амбулаторно. С 2012 года оборудованием для ФДТ должны быть оснащены все областные онкодиспансеры. Но оно почти не используется. Срабатывает сила инерции. У нас ведь как: чиновники, распределяющие средства, в медицине понимают слабо. Запрос на продвижение новых технологий они получают от влиятельных в нашей профессии людей. Корифеев отрасли, «зубров». Но эти «зубры» в основном хирурги или химиотерапевты, которые тянут одеяло на себя. В результате финансирование ФДТ идет по остаточному принципу. Ею занимаются энтузиасты - те, кто понял достоинства этого вида лечения.

К сожалению, Жанне ФРИСКЕ... Фото: Instagram.com

Культура умирания

- Когда пациенты едут за границу, на какое лечение они рассчитывают? - Технологически они получают то же самое, что могли бы получить и здесь, переплачивая за сервис, комфорт при реабилитации, достойный уход, если заболевание не поддается лечению. Схема химиотерапии, подходы к хирургическому лечению у нас и за рубежом одинаковые. Имея деньги, такие пациенты могли бы приобрести за границей таргетные препараты для химиотерапии, которые им успешно прокапают и в России. Это противоопухолевая химиотерапия, очень дорогая, при которой идет прицельное воздействие на опухоль и меньше травмируются здоровые клетки. Но зато больные могли бы сэкономить на пребывании в зарубежной клинике и инструментальной диагностике. - Но многие известные люди именно за рубежом искали спасения. - И чем все закончилось? Туда обращались и Михаил Козаков, и Александр Абдулов... Михаил Горбачев супругу возил. Безнадежные случаи безнадежны везде, что бы ни обещали зарубежные специалисты. Есть в этой теме и коммерческий интерес зарубежных клиник. Приведу пример. Канцероматоз брюшины у пациента с раком желудка, точно паук, сплел все кишки вместе. Сделать ничего нельзя. Химиотерапия только ослабит больного. Нужно обезболивание, и все. Родственники списываются с израильской клиникой. Та: «Приезжайте, будем лечить!» В Израиле больному проводят дорогостоящее обследование. Начинают проводить химиотерапию. Человеку становится так плохо, что родственникам говорят: «Ну все, езжайте домой - медицина бессильна. Вывозить мертвого будет дороже». Хотя с самого начала все было понятно.

...и Александру АБДУЛОВУ не смогли помочь ни в России, ни за границей

- Спрошу о Жанне Фриске. Вы знали, когда наступит печальный финал? - Опухоли головного мозга, к сожалению, обнаружить на ранней стадии практически невозможно. Маленькие пациента не беспокоят. А когда он обращается с симптоматикой, радикально удалить эту опухоль уже нельзя. В случае с Жанной Фриске все было понятно, когда она поехала на лечение в Америку. После постановки диагноза «глиобластома» пациент живет год-два, не больше. Это статистика. - Случается ли необъяснимое излечение от рака? - Многие пациенты рассказывают об этом, но ни один не сказал, что «у меня был рак с метастазами и он прошел». Это относится к вере в чудо. Я никого не разубеждаю, потому что, когда медицина бессильна, человек нуждается в любой опоре. К сожалению, в нашей стране нет культуры умирания. Больной, находящийся в неизлечимой стадии, не может просто взять и сказать: «Поживу еще годик-два, за это время успею доделать свои дела». Он становится рабом болезни - все бросает, зачастую перестает следить за собой и только курсирует между врачами. Изменить эту психологию невозможно. И родственники, вместо того чтобы отвезти человека отдохнуть к морю, продолжают его мучить.

Любители колбасы сильно рискуют

* Обладатели множества родинок и пигментных пятен должны ежегодно обследоваться и по возможности удалять крупные образования, дабы исключить меланому. В группе риска люди, у которых есть единичные, но необычные по форме и размерам пигментные пятна. * Женщинам с папилломовирусной инфекцией необходимо раз в полгода делать расширенную кольпоскопию шейки матки и заниматься лечением, чтобы исключить рак шейки матки. * Пациентам с хроническими заболеваниями ЖКТ желательно раз в год проходить гастроскопию, при хронических бронхитах - бронхоскопию, страдающим колитами - колоноскопию. Женщинам после 35 лет раз в год нужно бывать на маммографии. * Любители колбасы и сосисок рискуют заполучить рак кишечника, спровоцированный содержащимися в колбасных изделиях нитритами - предшественниками активных канцерогенов. Такой же вред наносят продукты интенсивной обжарки в жирах. Но если есть хорошую колбаску по праздникам, ничего страшного не случится. * Внимание сыроедам. У тех, кто сидит на одних овощах, развиваются гастриты - фоновое заболевание для рака желудка. Однако те, кто не ест овощей совсем, чаще болеют раком толстой кишки.

Лакомиться колбаской от пуза можно, если она домашняя, без нитритов

«Легче выкручивать руки врачам…»

Доктор Попов не понаслышке знаком с проблемами в системе онкологического лечения.

* Обезболивание. После смерти контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, который, не выдержав онкологических болей, застрелился из наградного пистолета, сложная процедура выдачи обезболивающих препаратов не изменилась. Таким образом органы наркоконтроля якобы пытаются предотвратить попадание этих средств на черный рынок, хотя во всем мире практикующие врачи имеют право выписывать обезболивающие препараты. Такая система была и у нас. Но, очевидно, ее возвращение ФСКН не допустит: легче выкручивать руки врачам, чем перекрыть миллиардный наркотрафик. * Приписки. Чтобы улучшить показатели по борьбе с онкологией, чиновники часто заставляют патологоанатомов искажать информацию со вскрытия. Доходит до смешного: во всем мире число онкологических заболеваний увеличивается, а в конкретно взятом регионе резко идет на убыль. Такие же искажения допускают по сердечно-сосудистым заболеваниям, идут и другие кампании «по улучшению». Скоро патологоанатомам будет сложно придумать причину смерти. * Оптимизация. После реформирования системы здравоохранения дорогие лекарства из ассортимента онкологических клиник и диспансеров «вымылись». Если есть несколько схем лечения, выбирают не оптимальную, а ту, которая может быть профинансирована.