Потеснить Голливуд! Имена звезд отечественных креативных индустрий назвала Национальная бизнес-премия 2025

Главную награду года для представителей творческих профессий и бизнеса лауреаты
В Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ, где на всю страну объявили лучших представителей креативных индустрий, — торжественная обстановка. Дамы в коктейльных платьях, мужчины в строгих костюмах — впечатление, что готовится вручение Оскара. По сути, так и есть, ведь Национальная бизнес-премия за несколько лет стала главным событием года в области бизнеса, культуры, а теперь и креативных индустрий, причем в международном формате.
Гостями церемонии награждения и форума «Российская креативная пятилетка 2025-2030», в рамках которого прошла Премия, стали самые заметные представители креативных индустрий стран БРИКС. Они представили свой опыт и видение развития творческого направления экономики. Участники форума отметили, что креативные индустрии объединения десяти государств развиваются стремительными темпами, и российские проекты смело конкурируют и даже превосходят западные аналоги. Пример — киноиндустрия. Голливуд долгое время оставался эталоном, но, похоже, пришло время потесниться на киноолимпе. Как отметил представитель Индии, вице-президент компании Key Partners - Zibi Group, Лавлиша Танейджа, российское кино, как и Болливуд, становится важным игроком на международной арене. Он подчеркнул, что сотрудничество между странами БРИКС, в том числе в формате подобных премий, открывает новые горизонты для креативных проектов и совместных инициатив, обогащая международную креативную среду.
Высокий уровень развития отечественного кино и шоу-бизнеса в России заметен по многочисленным телевизионным проектам, о которых рассказала член экспертного совета Мария Тарханова, председатель Союза пиарщиков России, директор продюсерского центра Останкино, директор Научно-методического центра «Академическое образовательное общество» и старший преподаватель и научный сотрудник РГУ им. А.Н. Косыгина. Она отметила, что творческая экономика активно участвует в формировании культурной идентичности страны. А советник директора аналитического департамента Госфильмофонда, Римма Моисеева, напомнила о «золотом» фонде отечественного кино, который служил ориентиром многим поколениям актеров и режиссеров. Сейчас идет работа Госфильмофонда над цифровой реставрацией значимых фильмов, которые служат бесценным наследием и основой для создания новых произведений.
Цифровые технологии, включая AI, помогают не только сохранить старое, но и создать новое, меняя индустрию развлечений и помогая сиять ярче звездам креативных индустрий. Так, лауреат Национальной бизнес-премии в номинации «Лидер года в индустрии отдыха и развлечений» Марина Королькова открыла необычные пространства для детского досуга, которые представляют собой не просто игровые площадки. Это новый формат взаимодействия, в котором используются возможности дополненной реальности и интерактивные технологии. Такие аттракционы не только развлекают, но и помогают развивать творческие и социальные навыки. А искусственный интеллект при каждом посещении маленьких гостей, выясняет интересы детей, чтобы следующий визит был запоминающимся и веселым.
Впрочем, награждали не только звёзд индустрии развлечений, но и специалистов из других отраслей. Креативный подход сегодня необходим всюду. Не обойтись без него, к примеру, в архитектурном дизайне, куда привнести свежий взгляд смогла Юлия Макеева, арт-директор студии «Дизайн Сервис», за что и стала лауреатом премии в номинации «Инновационная дизайн-студия года». Ее студия известна тем, что создает уникальные пространства жилых комплексов и социальных объектов вроде больниц в крупных городах России. Демонстрируя креативное мышление, дизайнеры экспериментируют с формами и материалами, соблюдая в архитектурных объектах баланс между функциональностью и эстетикой.
«Премия выбирает лучших из лучших, представляя зрителям профессионалов, которые достигли значительных успехов в своих сферах — будь то перманентный макияж, инженерия или другие направления. Это не просто награждение, а признание достижений, мотивация к дальнейшему развитию и возможность задать новые стандарты качества в индустрии», — говорит лауреат Национальной бизнес-премии в номинации «Инноватор года в бьюти сфере» Светлана Попова.

Лидером года в бьюти сфере стала Алсу Шарафутдинова – основательница российского косметического бренда “Yash natural skincare”. Бренд был основан в 2022 году. В рецептурах используются натуральные российские компоненты, такие как береза, шалфей, мед, алоэ вера и облепиха. Все заказы клиентов собираются и упаковываются вручную работниками компании, что подчеркивает внимание к качеству и индивидуальному подходу.Философия "Yash" заключается в помощи окружающим: значительная часть средств от продажи продукции направляется в благотворительные фонды.
В области пиара победила Анастасия Головина, награду, как инноватор года в сфере бизнес-образования, получила Марина Фирсова. Она подчеркнула значимость премии как комьюнити, которое объединяет лучших профессионалов креативных индустрий:
«Лауреаты – это деятельные и амбициозные люди, ставящие перед собой интересные задачи и находящие способы их решения. Победа в конкурсе позволяет сверить свои ориентиры с сегодняшними реалиями на актуальность, признание даёт заряд энергии для дальнейших действий и открывает новые горизонты».
За вклад в развитие авторской парфюмерии и создание уникальных парфюмерных формул и брендов» награду получила Наталья Андреева, инноватором года в области языкового образования и культурного обмена была признана Юлия Саяпова, а в номинации «Инноватор года в области личностного развития» победила Юлия Коляда:
«Победа в конкурсе такого масштаба и уровня дает профессиональное признание на более высоком уровне, открывает новые возможности для развития, создания коллабораций и усиления социального капитала».
Впрочем, выбор лучших творческих проектов — задача, которая также требует креативного подхода. В экспертный совет Премии в этом году были приглашены авторитетные эксперты творческих профессий, а также ведущие специалисты в области маркетинга и информационных технологий. Среди них Дарья Базайкина — эксперт в области продуктового дизайна, Денис Ишимов — digital-маркетолог, а также Альбина Саркисова — владелица компании Big Apple Marketing Group и член Гильдии маркетологов, которая развивает профессию уже более 20 лет. Она разрабатывает стратегии для повышения узнаваемости брендов и активно исследует рынок в поисках новых возможностей и перспективных трендов. В составе жюри Премии Альбина оценивала проекты с точки зрения их маркетингового потенциала, а таких свежести и перспективности идей. Выбирать было из чего. В этом году на суд жюри Национальной бизнес-премии было представлено множество оригинальных проектов из различных отраслей.
«Национальная бизнес-премия «Креативные индустрии» ярко демонстрирует важность таких направлений, как реклама и маркетинг, ивент-индустрия, архитектура и искусство, образование и медиабизнес, и многих других для устойчивого развития экономики. Именно поэтому я считаю Национальную бизнес-премию главным и наиболее знаковым событием в жизни российского бизнеса», — говорит еще один член судейской коллегии, эксперт в области Event-индустрии Влада Ткаченко.
Вдохновляющим примером для лауреатов стали сами члены жюри. Например, Валентина Палагина — блогер и эксперт в сфере туризма привыкла мыслить нестандартно и креативно. Её блог, который насчитывает 280 тыс. подписчиков, и канал «Страна Улыбок» вдохновляют других открывать новые горизонты и подходы к путешествиям. Она активно делится своим опытом, демонстрируя, как можно использовать инновационные идеи для создания увлекательного контента. Как автор книги «AI для блогеров: Прокачай свои социальные сети», Валентина помогает другим развивать свои платформы, показывая, как креативный подход может изменить восприятие бренда.
Впрочем, креативное мышление — не данность природы, его можно развить, уверена еще член экспертного совета Наталия Лебедева, квалифицированный трансформационный психолог и полиграфолог, чья работа направлена на то, чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал и научиться мыслить нестандартно. Она проводит тренинги, которые помогли их участникам преодолеть внутренние барьеры, найти новые идеи и решения для своих проектов, чтобы в будущем стать новыми звездами Национальной бизнес-премии.
«Конкурс помогает развивать творчество и инновации в разных сферах. На глобальном уровне он поддерживает экономику креативных индустрий, открывает новые таланты. Проведение такого конкурса важно, потому что он дает возможность людям воплощать свои идеи, вдохновляет будущих участников и способствует развитию новых направлений в бизнесе и культуре», — отмечает член экспертного совета Наталья Титевалова.
К ее словам присоединяется Ольга Грицаенко – участница экспертного совета, член уральской Торгово-промышленной палаты, эксперт по госзакупкам, отмечая, что развитие креативных индустрий сейчас поддерживается на государственном уровне. Это подтверждается вступлением в силу Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который предполагает, что в ближайшие пять лет доля креативных индустрий в ВВП страны должна вырасти, как и уровень занятости в творческих профессиях. Способствовать инновациям и развитию творческого потенциала в стране как раз призвана Премия.
«Нынешнее событие стало отправной точкой для централизованного и равноправного диалога между ключевыми представителями креативной экономики как на территории Российской Федерации, так и в рамках многополярного международного пространства», — отметила член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Светлана Листопадова.
Национальная бизнес-премия уже не первый год поддерживает творческих лидеров, которые играют ключевую роль в развитии теперь и креативных индустрий. В условиях цифровой трансформации Премия помогает выделять уникальные идеи и проекты, способствуя инновациям и креативности. Кроме того, она создает сообщество профессионалов, что укрепляет индустрию и способствует обмену опытом как внутри страны, так и на международном уровне.
Василий Черный