Почему казнь жителей Хатыни фашисты доверили украинским националистам

Украинские националисты прославились не в боях, а как искусные палачи мирного населения и «шестёрки» фрицев

В 50 километрах к северу от Минска находится цепляющий за душу монумент - «Скульптура непокорённого человека»

В бронзе запечатлен один из немногих оставшихся в живых жителей Хатыни, белорусского села, уничтоженного фашистами - кузнец Иосиф КАМИНСКИЙ с мертвым сыном на руках. В 2018 году исполнилось 75 лет со дня той страшной трагедии. Слово «Хатынь» стало нарицательным. Его судьбу повторили более 600 населенных пунктов только в Белоруссии. А сколько их было по всей территории Советского Союза, оккупированной нацистами - не сосчитать!

Шел 1943-й год, война была в самом разгаре. Фашисты в оккупированной советской Белоруссии воевали с партизанами, которые наносили им большой урон. В одну из ночей группа наших ополченцев заночевала в деревеньке Хатынь. Наутро 22 марта они ушли, но по дороге наткнулись на полицаев и немецких офицеров, многие из которых в результате боя были убиты. Немцы просто озверели! Ведь среди погибших в сражении значился и чемпион Олимпиады 1936 года в Берлине по толканию ядра Ханс Вёльке - он был одним из любимых спортсменов Гитлера. В качестве мести и акта устрашения фашисты решили сжечь ближайший к месту боя населенный пункт вместе со всеми его обитателями.

На территории комплекса «Хатынь» находится кладбище белорусских деревень Фото Александра КОЦА/«Комсомольская правда»

Но сами марать руки не хотели. Для таких целей у них имелись предатели из числа советских граждан. Точнее - украинцев, которые придерживались нацистских взглядов. Свою грязную работу бандеровцы выполняли добросовестно и с удовольствием.

Казнь была поручена 118-му охранному батальону, основу которого составляли украинские националисты из Буковины, а также плененные красноармейцы, переметнувшиеся к фашистам. Эти ребята уже показали свою «доблесть» массовыми расстрелами евреев в киевском Бабьем Яру.

Командовал казнью невинных селян предатель Григорий Васюра, который за свое кровавое ремесло получил от немцев две медали. Наиболее отличилась зверствами первая рота батальона, первый взвод которой возглавлял садист и убийца Владимир Катрюк.

Детей не щадили

Селяне в тот день занимались своими обычными крестьянскими делами. Они слышали, конечно, что вдалеке был какой-то бой, но и только. Вторжение карателей стало для них полной неожиданностью. Бандеровцы врывались в дома и вытаскивали всех на улицу, включая тяжелобольных. Жители еще надеялись, что будет очередное собрание, где им поведают о «славных победах германского оружия». Но не в этот раз.

Всех согнали в деревянный колхозный сарай, заколотили двери, обложили его сеном и облили бензином. По приказу Васюры полицай Михайло Лукович поджег здание, соломенная крыша занялась мгновенно. Тех, кто находил лазейку из сарая, выбив доски, немедленно расстреливали из пулемета, с которым браво управлялся украинский фашист Катрюк. В необузданном ужасе люди вынесли дверь, выбегая на улицу в пылающей одежде. Их добивали очередями из автоматов. Не щадили и малышей. Веру Яскевич, например, привели на смерть с 7-недельным сыном на руках. Всего в этот страшный день фашисты убили 75 детей.

Один из карателей Остап Кнап дал позже такие показания:

«Сарай загорелся. Люди стали кричать, плакать. Крики горевших и задыхающихся от дыма людей были страшные. Их невозможно было слышать. Я не мог переносить этого, поэтому ни одного выстрела по сараю не сделал. В основном по сараю стреляли из стоящего против ворот станкового пулемета и из автоматов Васюра, Мелешко, Лакуста, Слижук, Ильчук, Катрюк, Пасечник, Кмит, Панкив, Лукович. Стреляли и находившиеся возле сарая немцы-эсэсовцы».

В 1985 году в Советском Союзе сняли фильм «Иди и смотри» о белорусском мальчике, который становится свидетелем карательной акции в Хатыни

«А жива ли мама?»

Всего в страшной бойне погибли 149 жителей деревни. Палачи с чувством выполненного долга прошлись по домам расстрелянных. Они забрали себе все, что попадалось под руку - кастрюли, сковородки, часы. А потом все постройки спалили.

Некоторым все-таки удалось спастись из пламени. Две девочки - Юлия Климович и Мария Федорович - смогли выбежать из пылающего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители соседнего села Хворостень. К слову, эту деревню немцы тоже потом сожгли, девочки погибли уже там. 7-летний Витя Желобкович спрятался под телом своей расстрелянной матери, которая закрыла его от пуль. Антон Барановский с прострелянной ногой притворился мертвым и дождался ухода карателей.

Из взрослых в тех страшных событиях удалось выжить только Иосифу Каминскому, который так рассказывает о пережитом:

«Убитые падали на меня. Мне удалось из-под трупов выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, из автомата выстрелил, я оказался раненным в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но метрах в десяти от сарая его изрешетили пулями. Я, будучи раненным, прикинулся мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги, и у меня загорелась одежда. Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Вскоре я услышал сигнал к их отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, метрах примерно в трех, позвал меня к себе вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Он успел спросить: «А жива ли мама?» и тут же скончался».

Во время войны гитлеровцы и их приспешники сожгли на оккупированной территории Советского Союза сотни деревень

Судьбы палачей

После войны главного карателя Хатыни, уроженца Черкасской области Украины Григория Васюру, арестовали за сотрудничество с фашистами. Однако ему удалось скрыть от советских властей свое участие в расправах. В 1955 году он вышел на свободу и даже дослужился до заместителя директора колхоза. Выбил себе справку ветерана Великой Отечественной войны на том основании, что, дескать, попал в тюрьму только за то, что побывал в плену. Любил выступать перед детьми в школах, рассказывая о своей «героической борьбе с фашизмом».

Разоблачили его только в 1986 году. В Белоруссии прошел суд, на котором выяснилось, что палач лично убил не менее пятисот невинных людей. Его зверства в Хатыни были не единственными. Так, он возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи, принимал участие в карательной операции у села Осови, где было расстреляно 78 человек. Палач участвовал в убийстве жителей деревни Вилейки, уничтожении жителей сел Маковье и Уборок, расстреле 50 евреев у села Каминская Слобода и в других эпизодах. Его приговорили к смертной казни.

Тогда глава Коммунистической партии Украины Владимир Щербицкий обратился в Москву с просьбой не разглашать национальность полицаев, виновных в зверском убийстве. Мол, не надо сеять межнациональную вражду. Эту просьбу удовлетворили. Об участии в расправе бандеровцев стало известно сравнительно недавно.

А вот кровавый выродок Владимир Катрюк, который добивал выбегающих из горящего сарая людей из пулемета, после войны под чужим именем сумел эмигрировать в Канаду. Там он занялся пчеловодством. Его размеренную счастливую жизнь омрачил лишь Следственный комитет России, который в мае 2015 года возбудил против него дело и потребовал выдачи. Канадцы отказали. А вскоре в том же году Катрюк мирно скончался в канадской провинции Квебек.

Фашисты и их бандеровские «шестерки» показали просто звериную жестокость. Поэтому нужно навсегда запомнить слова выжившего в том аду Каминского. На траурном митинге, посвященном открытию мемориального комплекса на месте казни в 1968 году, он со слезами на глазах тихо сказал: «Люди, не допустите больше такого…» Но идейные потомки фашистских палачей и в наше время активно применяют методы нацистов в Одессе и Донбассе.


Одесская Хатынь

2 мая 2014 года в Доме профсоюзов города Одессы украинские фашисты зверски убили полсотни мирных пророссийских активистов. Нелюдей из «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) вооружили и специально привезли на место расправы сами власти. Бандеровцы устроили пожар, загнали людей в здание, а потом хладнокровно их уничтожили, добивая тех, кто пытался спастись, выпрыгивая из окон. Пожарным машинам преградили дорогу, а тем, которым удалось прорваться, нацисты перерезали шланги.

В Одессе в 2014 году идейные потомки украинских нацистов сожгли в Доме профсоюзов 46 пророссийских активистов

Пылающая Сонгми

Американцы тоже взяли на вооружения методы фашистов. В 1969 году во время войны во Вьетнаме солдаты США сожгли мирную деревню Сонгми, когда крестьяне проводили полевые работы. Коммандос высадились на вертолетах, открыли беспорядочную стрельбу. Оставшихся в живых - стариков, женщин, детей - заставили сесть на землю. Затем открыли по ним огонь из автоматов и пулеметов. Многих жертв перед казнью пытали и насиловали. Однако лишь один солдат был признан американским судом виновным. Но через три с половиной года и его освободили из тюрьмы.

 


Забытый памятник

В Тверской области находится большой мемориальный комплекс, установленный на месте полностью уничтоженной немецкими оккупантами вместе с жителями деревни Ксты. 78 человек расстреляли в сарае, который потом сожгли. На берегу озера Пено возвышается скульптура крестьянки с младенцем на руках. Этот мемориал долгое время стоял заброшенным. Под давлением активистов власти наконец выделили 19,5 миллиона на реставрацию. Она должна быть закончена к майским праздникам.


Не забудем, не простим!

За время Великой Отечественной войны на территории советской Белоруссии фашистами и их пособниками был уничтожен каждый третий ее житель.