Маскировка – неотъемлемая часть военных действий. В небе ярким примером такой хитрости являются самолеты-невидимки. Внизу же, на воде, был свой феномен – корабли-зебры.
Военно-промышленный камуфляж «ослепляющий» камуфляж стал популярен в начале XX века. Эту технологию специальной маскировочной окраски разработали во время Первой мировой войны. Автором идеи стал английский художник и морской офицер Норман Уилкинсон.
В те годы он служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Английское командование было озабочено проблемой уязвимости кораблей: немецкие субмарины легко и, что называется, пачками крушили британские крейсеры. В особо успешные для Германии дни немцам удавалось потопить до восьми судов.
Беспокоила эта проблема и офицера Уилкинсона. После долгих раздумий он предложил сбивать с толку врага, намеревающегося нанести удар.
Его идея заключалась в том, чтобы создавать при помощи необычных линий иллюзорные плоскости, которые должны были визуально деформировать объект. Перед Первой мировой для разработки камуфляжа к Уилкинсону присоединилась целая команда художников. Вначале они разрабатывали для каждого корабля индивидуальный дизайн, а с началом активных военных действий поставили это дело на поток и разработали несколько стандартных видов такой маскировки. «Зебрами» становились не только военные суда, но и пассажирские.
Так в чем же особенность такого окраса и как он помогал обмануть противника?
В те времена оптические приборы сложнее бинокля на флоте не применялись, поэтому размеры появившегося на горизонте объекта, направление его движения и скорость определялись людьми на глаз. Который, собственно, и решил обмануть Уилкинсон, используя недавно появившееся направление в живописи – кубизм.
«Первой ласточкой», точнее, первой «зеброй» стал океанический лайнер HMS Alsatian. В 1917 году он предстал перед публикой в новом виде, а потом прошел успешную проверку в деле.
Во время Первой мировой такая технология получила широкое применение главным образом в британском и американском флотах. К слову, использовали ее после этого не только для оформления кораблей. Пятна появились на шлемах немецкой пехоты, русские разукрашивали бронетехнику.
За счет замысловатого окраса, неверного света, упавшего на судно, оно визуально деформировалось. В первое время моряки вообще не могли понять, что именно они обнаружили на горизонте: им было достаточно трудно рассчитать скорость и размеры объекта. Благодаря искаженному восприятию на таком расстоянии было непросто определить, где нос судна, а где корма.
А после определения этих параметров им предстояло еще и рассчитать примерную точку контакта выпущенного в него снаряда. Напомним, что в Первую мировую высокоточного оружия еще не было.
Полосы и узоры контрастных цветов на первый взгляд были нанесены в хаотичном порядке. Однако не все так просто – каждый рисунок имел свою функцию. Линии наносились таким образом, чтобы кораблю придавалась другая форма. Судну могли пририсовать фальшивые нос или корму. На бортах крупных судов изображались силуэты более мелких. Делалось это для того, чтобы обманутый противник дал неверное направление запускаемому в сторону корабля снаряду.
Таким образом, подобный окрас судна не делал его незаметным, а обманывал зрение. Идея имела успех. Однако длился он недолго – до изобретения человечеством специальной техники для обнаружения предметов. Помимо этого, такой камуфляж требовал определенных затрат, которые в итоге перестали себя оправдывать. Поэтому к Второй мировой войне тот галлюциногенный окрас стал неактуальным. Большинство кораблей вернулись к своему серому цвету.
По иронии судьбы последней от него ослепляющего камуфляжа отказалась именно Германия, против которой его когда-то впервые применили.