Как российские десантники стали сильнее всех в мире
История формирования десантных подразделений в Советском Союзе началась в далеком 1929 году, когда из состава обычных пехотных частей начали отбирать наиболее выносливых и отлично подготовленных военнослужащих, отличающихся отменным здоровьем и не боящихся десантирования с парашютом
Первое боевое крещение советские десантники прошли весной 1929 года, когда группа красноармейцев была сброшена с парашютами в окрестностях осажденного басмачами таджикского города Гарм. Удар был настолько неожиданным и мощным, что долго готовившиеся к нападению бандиты были полностью разгромлены и рассеяны по предгорьям Памира.
Мобильные подразделения для особых операций
Однако официально днем рождения этого рода войск считается 2 августа 1930 года. Тогда у хутора Клочково под Воронежем на войсковых учениях Московского военного округа было осуществлено массовое десантирование бойцов. Они прыгали с парашютами с крыльев бомбардировщика «Фарман-Голиаф», который в то время был единственным самолетом, подходящим для таких целей.
Власти понимали, что для защиты родины от интервентов бойцы, как бы сейчас сказали, сил специального назначения будут совершенно необходимы. Поэтому формирование и вооружение десантных подразделений шли чрезвычайно высокими темпами. К концу 1933 года в состав Военно-Воздушных сил Красной армии входило 39 бригад и батальонов особого назначения, имевших на вооружении легкое стрелковое оружие и пулеметы.
Десантные части обладали повышенной мобильностью. С помощью грузовиков, легковых машин, мотоциклов и броневиков бойцов можно было оперативно доставить к месту боевых действий. Огневую поддержку им могли оказать артиллерийские расчеты 76-миллиметровых динамореактивных пушек Курчевского (ДРП), а также приданные десантникам легкие танкетки Т-27.
Сила в духе и выучке
Вопреки широко распространенному мнению, прыжки с парашютами в те годы не были основным занятием десантников. Эти бойцы больше специализировались на быстрой высадке и развертывании после приземления доставившего их транспортного самолета или планера, а также на проведении затяжных автомобильных рейдов по глубоким тылам противника.
А вот в годы Великой Отечественной войны «спецназовцы» действительно чаще всего использовались для десантирования в глубоком тылу врага, уничтожения командных пунктов и складов вооружения фашистов. После выполнения боевой задачи они вливались в ряды партизан, занимаясь подготовкой людей, которые защищали родину за линией фронта.
Впервые полностью во всей своей красе десантники проявили себя зимой 1942 года во время проведения Вяземской воздушно-десантной операции. Тогда неожиданный удар 4-го воздушно-десантного корпуса Красной Армии сломал все планы фашистов, планировавших возобновить наступление на Москву. Собственно, именно тогда была ликвидирована последняя на данный момент угроза русской столицы – не считая полумифической подготовки ядерного взрыва на Красной площади.
В сентябре 1943 года две десантные бригады в составе Воронежского фронта сумели захватить плацдармы на правом берегу Днепра, позволив пехотным дивизиям форсировать эту реку.
Кроме того, были проведены сотни не отмеченных в сводках Совинформбюро операций, в которых небольшие отряды десантников прокладывали путь наступающей Красной Армии, уничтожая опорные пункты фашистов и перерезая их транспортные магистрали.
Летом 1945 года во время проведения Маньчжурской операции в тыл к японцам было сброшено более 4 тысяч десантников, которые обеспечили прорыв линии обороны и последующее наступление Красной Армии.
Формирование легендарных «войск дяди Васи»
В последний день весны 1954 года ставшие к тому времени самостоятельной единицей Воздушно-Десантные войска возглавил генерал Василий Маргелов. За неполные четверть века своего командования он превратил ВДВ в особую касту, причастность к которой является гордостью многих мужчин, живущих на территории бывшего СССР.
Именно Василий Маргелов настоял на необходимости создания боевой машины десанта БМД-1, которая по боевой мощи должна была быть сравнимой с легким танком, а также сбрасываться с парашютом вместе с экипажем.
Уже в январе 1973 года советские десантники потрясли мир, первыми совершив пилотируемое десантирование БМД-1, экипаж которого уже через несколько секунд после приземления открыл прицельный огонь по учебной цели.
Между прочим, но в состав экипажа этого БМД-1, кроме командира, подполковника Леонида Зуева, входил и старший лейтенант Александр Маргелов, родной сын легендарного «дяди Васи». Можно ли представить себе такое самопожертвование со стороны кого-то из современных военных деятелей?
До сегодняшнего дня ни одна другая армия мира не может похвастаться умением перемещать боевую технику на дальние расстояния, сбрасывая ее на парашютах вместе с находящимся внутри экипажем.
Обычно для выполнения поставленных задач десантирование проводится двумя волнами. В первой из них приземляются бойцы частей специального назначения, которые собирают полезный груз и зачищают территорию от противника. И только после этого сбрасываются средства передвижения, мобильные пулеметные, артиллерийские и ракетные системы, а также броневики и легкие танкетки.
Мы не боимся наступать
Российские десантники не боятся выкатываться из транспортных самолетов буквально в пустоту, держа руки на пультах управления боевыми машинами.
Они имеют на вооружении современные БМД-4М, которые из-за высокого уровня бронирования и мощного вооружения специалисты окрестили «крылатым танком». Нужно сказать, что 13-тонная гусеничная машина, способная вступать в бой с момента приземления, обладает чрезвычайно высокой проходимостью, а также системами вооружений, способными создать серьезные проблемы любому противнику.
Огневая поддержка десантуры
Неосведомленный читатель может подумать, что на этом возможности выполняющих локальные задачи российских десантников и исчерпываются. Но это далеко не так.
Использование специальных амортизирующих платформ позволяет сбрасывать с низколетящих (400-1500 метров) самолетов Ан-12, Ан-22 и Ил-76 и другие крупнокалиберные козыри ВДВ. Это 18-тонные самоходные пушки «Спрут-СД», оснащенные 125-миллиметровыми орудиями 2А75 (точно такие же стоят на танках Т-72 и Т-90), а также самоходные гаубицы «Нона-С», стреляющие на расстояние в 13 км снарядами калибра 120-мм.
Для десантных целей могут использоваться сваренные из листов алюминиевой брони бронетранспортеры БТР-МДМ «Ракушка», вмещающие до 13 десантников. Они имеют повышенный уровень безопасности, преодолевают без дозаправки до 500 км, развивая невероятную для такой техники скорость в 70 км/час.
Сегодняшние воздушно-десантные войска являются наиболее хорошо вооруженными и отлично вышколенными армейскими силами специального назначения, способными выполнять поставленные задачи «на земле, в небесах и на море».
Когда-то Василий Маргелов произнес легендарную фразу: «Десантники – это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей». Его благодарные воспитанники не только правильно поняли смысл сказанного, но и отплатили своему командиру всенародной любовью.
Даже совершенно новое поколение российских десантников на вопрос, в каких войсках они проходили армейскую службу, с гордостью отвечает: «В войсках дяди Васи». Тем самым они отдают дань уважения боевому генералу, который создал совершенно новый род войск, до сих пор не имеющий аналогов в мире.