Тихоокеанский вал Сталина по мощи превосходил легендарный Атлантический вал Гитлера – и сыграл важнейшую роль в истории Второй мировой.
История XX века могла быть совершенно другой, если бы руководство СССР не успело всего за несколько лет соорудить практически непреодолимую линию береговой обороны, защищавшую все тихоокеанское побережье страны от корейской границы до Чукотки.
Беззащитная окраина
Первые 10 лет советской власти на малонаселенном Дальнем Востоке практически отсутствовало такое понятие, как «государственная граница», а порт Владивосток был абсолютно не защищен от интервенции со стороны любого из буржуазных государств.
Вдоль тихоокеанского побережья страны периодически курсировало несколько морально устаревших шхун, вооруженных малокалиберными пушками. Они были отличными мишенями для американских и японских военных судов, но наши соседи до поры до времени не претендовали на дальневосточные территории СССР.
Все кардинально изменилось в 1931 году, когда милитаристская Япония вторглась в Северный Китай и оккупировала территорию Маньчжурии, создав марионеточное государство Маньчжоу-го. Руководство Маньчжоу-го немедленно заявило свои претензии на отдельные территории Советского Союза вдоль рек Амур и Уссури, а японцы заявили о своей готовности «помочь союзникам достичь справедливости».
В мае 1931 года на Дальний Восток с инспекционной поездкой отправился народный комиссар обороны Климент Ворошилов, который пришел в ужас от сложившейся ситуации. В отчете, представленном товарищу Сталину, боевой командарм утверждал, что Тихоокеанское побережье страны абсолютно не защищено, а «захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».
Остановить любой ценой
Уже через месяц на Дальний Восток потянулись первые эшелоны с танками, а военные инженеры начали строительство аэродромов, на которых могли бы базироваться самые мощные советские бомбардировщики ТБ-3. На тот момент это было единственным решением – отразить агрессию СССР не мог, а вот нанести ответный удар по населенным пунктам Японии – вполне.
Японское правительство совсем не ожидало такого поворота событий. Оказалось, что их силы ПВО не способны противостоять бомбовым ударам нескольких сотен советских ТБ-3.
Наступил временный паритет сил, очень похожий на тот, который держится сейчас между Россией и США. Ни та, ни другая сторона не могут отразить вражеский удар, но располагают временем на ответный, не менее мощный.
Японцы укрепляли средства ПВО и готовили части для десантирования в районе Владивостока и захвата крупнейшего советского порта в этом регионе. А Сталин отдал приказ в экстренном порядке закрыть все тихоокеанское побережье страны системой береговой обороны. Причем каждый из секторов обороны должен был защищать участки, имеющие стратегическое значение.
Следует понимать, что японцам или американцам не имело смысла высаживать десант на пустующих территориях Дальнего Востока, скажем, где-нибудь под Магаданом, зато в районе Владивостока и других ключевых портов началась гигантская стройка, участие в которой принимали сотни тысяч советских зеков.
Циклопическая стройка в безлюдных регионах
В СССР не было принято отвечать на вопрос, для чего в десятках лагерей Восточной Сибири и Дальнего Востока воры и политзаключенные добывали миллионы тонн щебня, хотя в этих регионах практически отсутствовали заводы, а дома строились из дерева. Только теперь это становится понятным, хотя масштабы гигантской стройки до сих пор остаются за гранью понимания.
Десятки береговых батарей были размещены в районе Чукотки, надежно прикрывая Северный Морской путь. Также надежно была защищена Камчатка, в которой только берега Авачинского залива защищали несколько десятков батарей. Батареи дальнобойных орудий были размещены возле Магадана и Николаевска-на-Амуре (не путать с Комсомольском на этой же реке), а также на Северном Сахалине.
Самый мощный участок Тихоокеанского вала Сталина проходил от бухты Преображения до границы с Кореей. Этот участок был разделен на Хасанский, Владивостокский, Шкотовский и Сучанский сектора береговой обороны, а сотни дальнобойных орудий стали главным аргументом, остудившим пыл японских захватчиков.
Только на острове Русский, входящем сегодня в состав города Владивосток, было установлено семь дальнобойных батарей, орудия которых могли поразить корабли с расстояния до 53 км!
Полностью автономные военные объекты
Каждая батарея представляла собой фантастическое сооружение, в котором башни орудий были лишь вершиной айсберга. Под 5–7-метровой толщей железобетона располагались не только автономные источники питьевой воды, снарядные и зарядные погреба, но и склады топлива, обеспечивающего бесперебойную работу дизельных электрогенераторов.
Для артиллеристов были подготовлены подземные казармы, в которых были предусмотрены помещения под банно-прачечные комплексы, госпитали и столовые, называемые по-флотски камбузами. В обязательном порядке имелась просторная «ленинская комната», в которой с бойцами проводились политзанятия и демонстрировались специально привезенные кинофильмы.
Абсолютно уникальным для того времени было создание специальной вентиляционной системы, снабженной сверхмощными фильтрами, не пропускающими внутрь химические вещества. Уже после окончания Второй мировой войны система вентиляции в таких батареях стала полностью изолированной, надежно защищая личный состав от вредного воздействия радиоактивного излучения.
Реальное количество сил и средств, затраченных на возведение Тихоокеанского вала Сталина, до сих пор не подвергается точному исчислению. Это даже невозможно себе представить, ведь только при возведении бастионов и внутренних помещений расположенной на острове Русский Ворошиловской батареи № 981 (номер тоже очень показателен), было израсходовано бетона больше, чем на строительство всего ДнепроГЭСа.
Жесткий удар по самолюбию самураев
Когда японское правительство узнало, что русские в течение всего нескольких лет сумели надежно защитить свое тихоокеанское побережье, оно было просто ошарашено. Резко изменив военную доктрину, ранее предполагавшую высадку морского десанта, японцы попытались «прощупать» военные возможности СССР на суше, в Манчжурии и Монголии – в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.). Но получило два очень болезненных «щелчка по носу», перейдя к временному мирному сосуществованию с Советским Союзом.
Именно наличие непреодолимого Тихоокеанского вала Сталина стало самым главным аргументом того, что Япония, воевавшая с США и странами Британского Содружества, до конца войны сохраняла нейтральные отношения с нашей страной, предпочитая худой мир хорошей взбучке.
Береговые батареи Тихоокеанского вала были способны выдержать удар атомной бомбы мощностью 20 килотонн – аналогичной той, которую американцы сбросили на Хиросиму. Они несли свою службу вплоть до начала 1960-х годов, когда началось их постепенное расформирование, а защиту советского побережья доверили ракетным системам.
Сегодня подавляющее большинство этих циклопических сооружений стоит в полуразобранном виде и посещается лишь сталкерами и местными охотниками за цветными металлами.
И в то же время броневые башни дальнобойных батарей Тихоокеанского вала Сталина являются немым укором для скептиков, напоминая им о дальновидности и мудрости советского руководства. Всего лишь одно правильное решение плюс, конечно, неимоверное напряжение дармовой рабочей силы позволили СССР полностью изменить возможный ход Второй мировой войны, сохранив свою независимость в окружении капиталистических хищников.