Большевикам пришлось воплотить замысел, который задолго до этого пришел в голову их заклятым врагам – царскому правительству и Керенскому
Ровно сто лет назад, 11 марта 1918 года, на Николаевский вокзал Москвы в обстановке строжайшей секретности прибыл поезд № 4001. 10 марта со станции «Цветочная» на окраине Петрограда на нем тайно уехал Ленин и его ближайшее окружение. Это был день, когда правительство молодой Страны Советов окончательно сменило столицу с Петрограда на Москву.
Тайные приготовления
Эвакуация – а это была именно эвакуация – правительства и сотрудников началась еще 1 марта, хотя президиумом ВЦИК было заявлено о беспочвенности слухов о переезде. На самом же деле председатель Петросовета Григорий Зиновьев уже в конце февраля ездил в Москву для того, чтобы подготовить все к перемещению достаточно большого штата правительственных и приправительственных работников и их семей. И к началу марта уже были эвакуированы золотой запас Республики, ценные бумаги и даже представительства других стран. Например, посольству США предложили переехать в Вологду.
Дело в том, что 18 февраля 1918 года немецкие войска перешли в наступление по всем фронтам в нарушение договоренностей Брестского мира. И к марту немцы настолько близко подступили к Петрограду, что смогли дотянуться артиллерийским огнем до его окраин. «Главный город государства на может находиться в 200 верстах от местности, занятой неприятелем» - отмечали в газетах.
Практически правительство бежало из Петрограда, оставляя его на случай, если не удастся сдержать немцев на подходах к городу.
Сколько веревочке ни виться…
А ведь буквально за несколько месяцев до этого большевики подвергли резкой критике планы Керенского разгрузить Петроград. Сам Керенский был назван дезертиром, намеревающимся сдать красный Питер интервентам. Зиновьев напомнил Ленину об этом. Ленин позже напомнил об этом напоминании опальному Зиновьеву.
Более того, еще раньше царское правительство подумывало убрать столицу с берегов Невы: во время Первой мировой Питер был наводнен не только дезертирами всех мастей. Но после революции обстановка стала совсем угрожающей: в городе постоянно шли забастовки, оголодавший пролетариат перестал радоваться собственной победе. К тому же Петроград был легко доступен с моря, в него спокойно проникали шпионы и заговорщики.
Ходят слухи тут и там
На тот момент Москва не была приспособлена для размещения правительственных учреждений, и поэтому временным пристанищем для управляющей верхушки стала объявленная Домом Советов гостиница «Националь». Там же для Ленина и Крупской был оборудован двухкомнатный номер.
Днем раньше на тот же вокзал прибыли еще два отменно подготовленных к возможным диверсиям спецпоезда, в которых ехали делегаты Съезда Советов. Известно, что для обеспечения дополнительной безопасности распоряжением председателя ВЦИК Якова Свердлова депутаты от разных фракций были размещены в вагонах вперемешку, и эта перетасовка произошла буквально за несколько минут до отправления составов с Петроградского вокзала. Сам Свердлов демонстративно вошел в один из поездов, но тайно вышел из него за минуту до отправления и инкогнито уехал в совершенно другом составе.
В это же время была запущена дезинформация о переезде правительства в Нижний Новгород. Управделами Совнаркома Бонч-Бруевич, который занимался организацией переезда, якобы случайно проговорился на заседании Викжеля (Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профсоюза). Впоследствии эсерам, входившим в эту организацию, на судебных процессах вменяли в вину планирование теракта на пути следования поездов с правительством.
Подстеленная соломка
Переезд был продуман и организован до мелочей. На пути следования состав вели поочередно четыре разных паровоза, вагоны охранялись вооруженными до зубов латышскими стрелками. Даже со станции в целях конспирации поезд отправился, не зажигая огней.
Но все равно в пути не обошлось без эксцессов. В районе Малой Вишеры пути оказались перекрыты дезертировавшими с фронта матросами-анархистами. Но что такое горстка пьяной матросни против прекрасно обученных латышских стрелков? Конечно, поезд был освобожден, а анархисты обезврежены.
11 марта по прибытии поезда с Лениным в Москву была запущена еще одна «утка»: якобы переезд состоится днем позже, 12-го числа. Все эти противоречивые сведения спутали существовавшие планы единовременного уничтожения всей большевистской верхушки.
Параллельно с организацией самого перемещения правительства, Бонч-Бруевич развил бешеную деятельность по перевозке документации, библиотеки партийной литературы, полицейских и революционных архивов, имущества. Составы в сторону Москвы отправлялись в большом количестве, и в их числе было бы очень сложно отследить отправление руководства. На это, в целом, и была рассчитана искусственно создаваемая ведомством Бонч-Бруевича суматоха.
Успешный перенос столицы из Петрограда в Москву был официально узаконен на IV Съезде Советов 16 марта 1918 года. Это стало последним в истории нашей страны ее переездом.