Как 60 умирающих русских заставили бежать немецкую армию
«Крепкий орешек»
К лету 1914 года в районе реки Бобры были сосредоточены немалые силы немецких войск. Германия готовилась взять штурмом русскую крепость Осовец, которая стояла на пути к стыку русских армий. Болота вокруг не давали возможности обогнуть грамотно расположенные фортификационные сооружения крепости: как бы немцы ни старались, у них не получалось обойти крепость, взяв в окружение или оставив в тылу. Поэтому артиллерия вовсю старалась разрушить стены крепости, обеспечив проход пехоте. Но устройство фортов позволяло успешно использовать контр-артиллерию и пулеметный огонь для удержания противника на месте. К слову, Осовец был прекрасно укомплектован как запасами, так и оружием. Одних только пушек калибра 57-203 мм было около двухсот, а к началу 1915 года в расположение фортов доставили еще и 69 тяжелых орудий. При строительстве фортов учли опыт предыдущих войн: батареи установили за бетонными и земляными накатами, а расчеты надежно укрывались от осколков за козырьками и брустверами.
В достатке было и более легкое вооружение. «Максимы», «Гатлинги», «Мадсены» – эти пулеметы были установлены так, что простреливалось все пространство, которое могли использовать для подхода к крепости. Достаточно было и картечниц Гатлинга – даже не будучи новой разработкой, эти многоствольные стрелковые орудия наносили немалый ущерб живой силе противника. В распоряжении пехоты был полный комплект винтовок и боеприпасов к ним. Немудрено, что любые атаки немцев отбивались с малыми потерями и очень результативно.
Первый штурм, сентябрь 1914 г.
Русскому войску пришлось отступить перед массированной атакой сорока батальонов немецкой пехоты. Восьмая армия кайзера сумела подойти и закрепиться на рубеже, откуда можно было вести артобстрел крепости. Для этого Германия перебросила к Осовцу 60 крупнокалиберных орудий. Но когда 28 сентября после двух дней артподготовки немцы попытались атаковать, их наступление было подавлено плотным огнем из-за стен русской крепости. Не давая немцам опомниться, 29 сентября русские осуществили сразу две крупные атаки на фланги немцев, заставив противника отступить и отвести артиллерию за линию, откуда немецкие орудия не могли добить до стен крепости.
Отступление немцев позволило заняться оборудованием еще одной линии укреплений на расстоянии, не позволявшем артиллерии вести огонь по крепости. Но эти работы наши предки завершить не успели.
Второй штурм, февраль 1915 г.
Второй штурм состоялся уже в начале 1915 года, когда к Осовцу отступили части нашей 57-й пехотной дивизии. Пять дней русские удерживали неподготовленные позиции с мелкими окопами, но превосходящие во много раз силы противника заставили отступить на вторую линию укреплений.
К тому моменту в расположении крепости готовились к боям 26 батальонов, 13 сотен, 26 полевых орудий, примерно 69 неповрежденных шестидюймовок и орудий 42-го калибра. Из этих батальонов всего 11 были первоочередными (укомплектованными опытными солдатами). Остальные 15 комплектовались либо ополченцами, либо подразделениями, не подготовленными для ведения результативных осадных боев. Им противостояли около сорока батальонов 11-й ландверной дивизии, усиленной регулярными частями германской армии. Особенно сильным было превосходство немцев в артиллерии. С их позиций вели огонь 66-68 тяжелых орудий, во время особенно ожесточенных штурмов каждую минуту по русским фортам выпускалось 90 снарядов калибром от 100 до 420 мм. За одну февральскую неделю по Осовцу выпустили более 200 тысяч снарядов. Доставленные четыре мортиры «Шкода» работали без остановки, а над крепостью летали аэропланы, сбрасывавшие бомбы прямо в расположение русских.
Несмотря на многодневную артиллерийскую обработку крепости и множество пожаров внутри фортов, Осовец выстоял. Мало того, ответный огонь крепостных батарей нанес немалый ущерб немецким частям, уничтожив или повредив несколько мортир самого большого калибра, в том числе и два осадных орудия «Большая Берта», на которые немцы возлагали большие надежды в деле разрушения фортификационных сооружений.
Зная, что происходит в крепости, русское командование просило Осовецкий гарнизон продержаться еще хотя бы двое суток. Но крепость не сдавала позиций еще полгода. Более того, комендант Осовца распорядился о том, чтобы полковой оркестр ежевечернее играл русский гимн и марши, выказывая противнику полное пренебрежение.
Третий штурм, июль 1915 г. Атака мертвецов
Позиционные бои продолжались вплоть до середины лета 1915 года. Тогда фельдмаршал фон Гинденбург повел войска в широкомасштабное наступление. Крепость предполагалось взять в ходе этой же операции. Защищали крепость пять рот Землянского полка и четыре роты ополченцев – все, что осталось от гарнизона. Немцы же насчитывали до 14 батальонов пехоты, саперный батальон, до 30 тяжелых орудий и 30 батарей отравляющего газа.
24 июля (по старому стилю) 1915 года немцы применили против русских защитников Осовецкой крепости химическое оружие: смесь из хлора и брома. Все предпринятые нашими солдатами меры против ядовитого газа оказались неэффективны. Респираторы, горящая пакля, известь на брустверах – не спасало ничто. Спустя несколько часов около семи тысяч немцев пошли в наступление, будучи уверены в гибели защитников крепости.
Но когда они приблизились к первой линии укреплений, из окопов поднялись еле живые солдаты 13-й роты Землянского полка. Их было немногим больше шестидесяти человек. Кожа солдат была зеленой из-за воздействия яда, роговица глаз темной. Лица были замотаны кровавыми тряпками. Солдаты практически выхаркивали куски легких, разрушенных газом. Каждый из них знал, что уже мертв, и последним их желанием было забрать с собой хоть одного врага. Вид умирающих, но полных ярости русских был настолько ужасен, что немцы обратились в бегство. Русская артиллерия довершила дело. Крепость снова не покорилась. Впоследствии европейские журналисты дадут этой отчаянной контратаке русских звучное название «Атака мертвецов».
Крепость так и не смогли взять – ни штурмом, ни осадой, ни измором, ни подлостью. Русские войска отошли и отдали Осовец только тогда, когда он потерял какое-либо стратегическое значение для России.
* * *
История знаменитой крепости получила неожиданное продолжение, когда в 1924 году польские военные, разбиравшие завалы в Осовце, нашли русского солдата, который нес караульную службу в крепостном подземелье. Часовой отказался уйти с поста, заявив, что его с дежурства по уставу снимет разводящий, а раз таковой отсутствует, то он подчинится только государю императору. Вход в подземные помещения засыпало еще до отступления из крепости русских войск, и солдат оказался взаперти в продовольственном складе. В течение девяти лет постовой нес вахту и сдался полякам только после того, как узнал, что больше нет даже страны, которой он давал присягу на верность. Будучи выведен на свет, он ослеп. Из больницы солдата передали советским представителям, и дальнейшая его судьба неизвестна.