Фашисты называли этот трофейный легкий танк «неистребимой саранчой» и с удовольствием использовали в проведении собственных спецопераций, а беспрецедентная по наглости атака Т-60 по замерзшей Неве дала начало прорыву блокады Ленинграда.
История танка Т-60 была настолько короткой и неоднозначной, что об этой двухместной бронемашине с автоматической авиационной пушкой даже сегодня практически не вспоминают знатоки Великой Отечественной войны. А зря.
Создать новый танк за месяц
Катастрофические поражения первых дней ВОВ заставили руководство страны пересмотреть систему обеспечения Красной армии и отказаться от производства некоторых легких образцов бронетехники. Первым «под нож» попал легкий плавающий танк Т-40, разработанный всего за два года до этого конструкторами московского завода № 37.
Приказ о перепрофилировании завода на выпуск танков другой модели поступил 25 июня 1941 года и поверг всех сотрудников в глубокий шок. Дело в том, что производственные мощности были не приспособлены к выпуску более тяжелого танка Т-50, а быть расстрелянным за саботаж никому не хотелось.
Тогда главный конструктор завода № 37 Николай Астров пошел на хитрость. В течение одного месяца ему с группой единомышленников удалось на базе Т-40, вооруженного 12,7-мм пулеметом ДШК (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный) и 7,62 пулеметом ДТ (Дегтярева танковый), создать полноценный танк, приятно удививший народного комиссара танковой промышленности Вячеслава Малышева.
Получившая название Т-60 боевая машина была очень юркой и легко сливалась с местностью, а использование авиационной автоматической 20-мм пушки ШВАК, спаренной с пулеметом ДТ, делало огонь из нее весьма эффективным.
Легкий заслон на пути врага
Уже в августе 1941 года первые образцы Т-60 отправились на фронт, а всего до февраля 1943 года было выпущено 5920 этих боевых Великой Отечественной после легендарной «тридцатьчетверки»!
Именно многочисленные атаки слабо защищенных 35-миллиметровой броней двухместных танкеток являлись настоящим ужасом немецких мотоциклетных групп на Московском направлении, а спаренный огонь автоматической авиационной пушки и пулемета буквально выкашивал их ряды.
К огромному сожалению, мощности боезапаса Т-60 было недостаточно, чтобы гарантированно вывести из строя средние немецкие танки Panzerkampfwagen III и Рanzerkampfwagen IV, хотя более легкой бронированной технике доставалось по полной программе.
Самый надежный танк ВОВ
В отличие от легендарных Т-34 более легкий танк Т-60 использовал бензиновый двигатель, что придавало машине дополнительные качественные характеристики. Их очень ценили фашисты, которым попадали в руки эти машины (советские солдаты порой бросали их в лесах, когда заканчивался дефицитный бензин).
Немецкое командование официально признавало Т-60 наиболее надежным танком Красной Армии. Оно рекомендовало восстанавливать подлежащие ремонту трофеи и использовать их для разведывательных целей либо в качестве тягачей.
Мало кто знает, но именно эти миниатюрные боевые машины участвовали в обороне Крыма и удерживали фашистов на подступах к Кавказу. Они сыграли если не решающую, то очень важную роль в обороне Ленинграда и прорыве его Блокады. А 48 этих танков прошли парадным маршем по Красной Площади 7 ноября 1941 года, после чего были брошены в горнило битвы за Москву.
«Бессмертный» танк блокадного Ленинграда
С весны 1942 года танки Т-60 начали пополнять состав 61-й танковой бригады полковника В. Хрустицкого, державшей оборону под Ленинградом. Из-за небольших размеров эти боевые машины доставлялись на Ладожское озеро по рекам, после чего их грузили на угольные баржи, следовавшие в осажденный город.
Немецкая авиация считала угольные баржи не самыми достойными целями и очень часто игнорировала их. Знали бы офицеры Люфтваффе, что под углем стоят новенькие Т-60, как саранча выползавшие на поле боя и выкашивавшие беглым огнем передовые позиции врага.
По одной из версий, название «неистребимая саранча» немцы дали этой машине за ее «бессмертность». Каждый день Красная Армия несла под Ленинградом серьезные потери, среди которых было большое количество танков Т-60. Пехотинцы в те недели даже дали им невеселое прозвище «БМ-2» – «Братская могила-2». Но на следующий день в бой шли все новые и новые танки, повергая фашистов в шок!
Звездный час Т-60 наступил в ночь на 12 января 1943 года, когда 140 боевых машин буквально пронеслись по льду Невы и сходу атаковали позиции врага на участке от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Лед Невы мог выдержать вес только этих малюток, и командование решило пойти на беспрецедентный в мировой истории шаг, начав наступательную операцию с использования легких танков.
Именно помощь «неистребимой саранчи» позволила пехотным подразделениям создать два плацдарма глубиной от полутора до трех километров. В течение нескольких часов саперные подразделения возвели несколько переправ, по которым на другой берег Невы пошла более мощная бронетехника, включая практически неуязвимые тяжелые танки КВ-1.
Закат славы и рождение новой легенды
Уже в феврале 1943 года Т-60 были сняты с производства, уступив место более мощному танку Т-70, но до самого конца войны несли службу в бронетанковых подразделениях Красной Армии, выполняя второстепенные задачи.
Многие военспецы до сих пор считают Т-60 крайне неудачной модификацией советской танкетки, не оправдавшей возложенных на нее надежд, но не признать ее важную роль в отражении вражеской агрессии невозможно.
По окончании Великой Отечественной войны развитие бронетехники было направлено на увеличение мощности брони, в результате чего от использования легких танков военные начали массово отказываться. Казалось, что история Т-60 так и останется маленькой, но яркой точкой советской истории.
Но в 1964 году она получила совершенно новый оборот. Командующий ВДВ Василий Маргелов в ультимативной форме потребовал обеспечить его бойцов боевой машиной, способной десантироваться с парашютами, преодолевать водные преграды и поддерживать десантников эффективным огнем.
И уже через год Мытищинский машиностроительный завод представил Государственной комиссии боевую машину десанта, которая полностью соответствовала предъявляемым требованиям. Экипаж БМД состоял из двух человек, один из которых управлял системами вооружений, прикрывая пятерых десантников, сидящих на броне.
Мало кто знает, но автором первого советского десантного бронеавтомобиля стал тот самый Николай Астров, создавший малютку Т-60, а конструктивные особенности БМД во многом копировали своего предшественника.